Может ли трубопровод Keystone XL помочь снизить цены на газ в США?

Карательные экономические санкции, введенные Западом против России за ее вторжение в Украину, подкосили мировые энергетические рынки, а запрет США на импорт российской нефти еще больше повысил цены на бензин для американцев. Теперь лидеры партии GOP возлагают вину за рост цен на топливо отчасти на решение президента Байдена в начале его правления заблокировать строительство трубопровода Keystone XL.

Депутат от Техаса Дэн Креншоу, который призывал администрацию Байдена увеличить добычу нефти внутри страны, в своем твите за день до нападения России 24 февраля заявил, что проект Keystone позволил бы производить 830 000 баррелей нефти в день.

«Прекратите импортировать из России, начните производить больше», — написал он в твиттере в начале марта.

Губернатор Южной Дакоты Кристи Ноэм пошла дальше Креншоу, написав 24 февраля в своей статье для Fox News, что, остановив строительство трубопровода Keystone XL, г-н Байден «сигнализирует миру, что американская энергетическая независимость больше не является приоритетом».

«Keystone помог бы снять эти опасения и одновременно дал бы Америке возможность противостоять российской агрессии, расширяя экспорт энергоносителей в Европу», — написала она.

Поскольку американцы столкнулись с худшей инфляцией за последние 40 лет, даст ли расширение проекта Keystone значительное облегчение для потребителей?

Корень проблемы

Важно понять, что в первую очередь способствует высоким ценам на нефть. Грегори Немет, профессор общественных отношений Висконсинского энергетического института при Университете Висконсин-Мэдисон, отметил, что стоимость нефти неуклонно росла с осени прошлого года, когда она составляла около 70 долларов за баррель, до более чем 130 долларов на прошлой неделе, а во вторник снова установилась на уровне около 100 долларов за баррель. Первоначальный скачок стоимости нефти был вызван продолжающимся экономическим подъемом, который повысил спрос со стороны потребителей и предприятий, ослабленный пандемией COVID-19.

«Гораздо больше транспорта, люди летают, люди ездят, больше спрос на нефть», — сказал он. «А предложение не всегда быстро реагирует на такой шок спроса».

Война в Украине также играет определенную роль, хотя она не была инициатором роста.

«Когда в местах, где добывается много нефти, возникает политическая нестабильность, рынки реагируют», — сказал Немет. «И это не обязательно означает, что они говорят: «О, нефти не хватает». Они говорят: «О, сейчас риск гораздо больше, чем раньше»».

По данным Американской ассоциации производителей топлива и нефтехимической продукции, в 2021 году США импортировали из России в среднем 209 000 баррелей сырой нефти в день, а также 500 000 баррелей в день других нефтепродуктов. Этот объем составляет 3% от импорта сырой нефти в США и около 1% сырой нефти, перерабатываемой на американских нефтеперерабатывающих заводах.

Keystone XL, расширение существующего североамериканского трубопровода, на пике своего развития должен был ежедневно перевозить 830 000 баррелей сырой нефти из Альберты, Канада, в Небраску. На момент, когда г-н Байден остановил строительство, расширение трубопровода стоимостью 8 миллиардов долларов было завершено лишь на 8%, по данным Reuters.

Тем не менее, многие эксперты сходятся во мнении, что продолжение строительства газопровода не предотвратило бы рекордного роста цен на газ в США. Расширение Keystone увеличило бы мировую добычу нефти менее чем на 1%, что, по их словам, «почти ничтожно».

«Но с точки зрения цен на бензин и мировых цен на нефть, это просто то, что лучше игнорировать, потому что это не окажет никакого влияния», — сказал Немет.

Больше производства, но больше затрат для американцев

Даже если бы трубопровод уже был построен, это не помогло бы снизить цены на бензин, добавил Немет, отметив, что США уже удвоили добычу нефти за последние 15 лет. «И все же у нас по-прежнему нефть стоит 100 долларов за баррель».

В условиях стремительного роста инфляции цены на бензин растут уже несколько месяцев — 11 марта, по данным AAA, они достигли в среднем 4,33 доллара за галлон.

«Главный урок заключается в том, что США — это не вся история. Это глобальный рынок», — сказал Немет. «У нас есть 8 миллиардов человек, которые потребляют нефть, и множество стран, которые ее производят, и все это попадает на один рынок».

Дэвид Киве, президент правозащитной группы Environmental Defense Fund Action, также сказал CBS News, что строительство трубопровода Keystone не смягчило бы влияние кризиса в Украине на цены на топливо.

«Трубопровод Keystone, при самых благоприятных обстоятельствах, если бы вы были сторонником его завершения, еще не был бы завершен», — сказал он. «Он не будет запущен и не будет перекачивать нефть до 2023 года. … Так что идея о том, что позиция президента по трубопроводу, по которому все еще не будет качаться нефть, как-то подстегнула Владимира Путина к вторжению в Украину, настолько надуманна, что просто невероятна».

Даже если бы администрация Байдена немедленно предложила буровикам новые нефтяные лизинги, это не помогло бы справиться с теми расходами, которые американцы несут сегодня. По словам Киве, потребуется от шести до 10 лет, чтобы нефть из новых арендованных участков попала на мировой рынок.

Меньше нефти, говорят поклонники чистой энергии

Напротив, решение г-на Байдена совместно с Международным энергетическим агентством выпустить 30 миллионов баррелей нефти из Стратегического нефтяного резерва страны оказывает понижательное давление на цены на газ в краткосрочной перспективе, сказал Киве. Агентство выпустит в общей сложности 60 миллионов баррелей нефти, чтобы помочь ослабить некоторые перебои в поставках, вызванные войной в Украине.

«Вы не увидите, чтобы многие экологические организации прыгали вверх и вниз и говорили: «Эй, это самое лучшее, что когда-либо было», — сказал Киве. «Но есть признание того, что такие действия могут оказать некоторое влияние на цены, которые американцы платят на насосе».

По словам Немета и Киве, в долгосрочной перспективе лучший способ защитить американцев от резкого роста цен на нефть — это ускорить переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии. В отличие от нефти, возобновляемые источники энергии гораздо меньше зависят от неизменных и ограниченных природных ресурсов. По их словам, энергия от солнечных батарей, ветряных турбин и других низкоуглеродных технологий также имеет тенденцию становиться тем дешевле, чем шире она используется.

«Вместо международной конкуренции за дефицитный ресурс, когда все хотят получить нефть, а ее количество фиксировано, все обстоит иначе», — сказал Немет. «Дело в том, что по мере того, как мы производим все больше и больше этих чистых энергетических технологий… они становятся все более доступными для всех».

«Мы все помним о боли, которую американцы сейчас испытывают от насосов, но лучший способ устранить боль от насосов в долгосрочной перспективе — это избавиться от насосов вообще», — сказал Киве. «Чистая энергия, которую мы собираем здесь, дома, и работаем над тем, чтобы найти лучший способ ее хранения, будет питать нас здесь, дома».