Отчет по стабильным монетам: SEC не будет руководить регулированием, Конгресс призван действовать

1 ноября Рабочая группа по финансовым рынкам при президенте США (PWG) выпустила долгожданный отчет и рекомендации по политике в отношении стабильных монет. Основное внимание в документе уделено пруденциальным рискам, которые «платежные стабильные монеты» — или те, которые предназначены для поддержания стабильной стоимости по отношению к эталонной фиатной валюте — могут представлять для пользователей и финансовой стабильности.
Основная идея PWG заключается в том, что, хотя в настоящее время использование стейблкоинов в основном ограничено упрощением транзакций с цифровыми активами, при определенных условиях этот класс активов может получить гораздо более широкое распространение в розничной торговле, что потребует создания всеобъемлющей федеральной пруденциальной базы, которая должна быть принята Конгрессом в ближайшее время.
Ниже приводится сводка важных моментов, которые поднимаются в отчете, и некоторых, которые в нем отсутствуют.

Все мужчины и женщины президента

В состав ПРГ входят главы Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) и Федеральной резервной системы, а возглавляет группу секретарь Министерства финансов. Федеральная корпорация страхования депозитов (FDIC) и Управление контролера валюты (OCC) также внесли свой вклад в межведомственный отчет.
Учитывая столь внушительную концентрацию федеральных финансовых регуляторов, результаты их совместных усилий с нетерпением ожидались как надежное отражение позиции нынешней администрации в отношении регулирования стейблкоинов.
Анонимные сообщения, появившиеся незадолго до публикации документа, утверждали, что группа согласовала план по передаче SEC значительных полномочий в отношении стабильных токенов. Это еще больше усилило напряженность вокруг межведомственного отчета, поскольку такое нормативное назначение обязательно потребует изменения категории базового класса активов.
Перспектива того, что SEC возьмет на себя ведущую роль в регулировании стабильных токенов, не оставила равнодушными некоторых участников криптопространства. В беседе с нашим сайтом перед публикацией отчета К. Нил Грей, партнер юридической фирмы Duane Morris, сказал:

«Участники отрасли, вероятно, рассматривают стремление SEC занять свою позицию в этой области как еще один пример чрезмерного влияния SEC на криптовалютное пространство и опасаются, что SEC будет регулировать стабильные монеты не правилами, а правоприменением, как это, по мнению некоторых, происходит в других областях».

Однако для законопослушных криптовалютных игроков любая определенность лучше, чем ее отсутствие. Суджит Раман, партнер практики конфиденциальности и кибербезопасности юридической фирмы Sidley и бывший помощник заместителя генерального прокурора Министерства юстиции США, отметил, что ясность в отношении границ ответственности каждого регулятора все еще приветствуется. Раман отметил:

«В отсутствие нового законодательства стабильные монеты остаются объектом одновременной и потенциально пересекающейся юрисдикции ряда федеральных и государственных регулятивных режимов. Именно поэтому важно любое соглашение между соответствующими федеральными агентствами о том, кто будет играть ведущую роль в регулировании стабильных монет».

Притязания на авторитет

В преддверии публикации отчета появились признаки того, что SEC — не единственный американский регулятор, стремящийся расширить свое присутствие на сцене цифровых активов.
Марк Пауэрс — профессор права, бывший юрист SEC и обозреватель нашего сайта Magazine — считает, что хотя SEC за последние четыре года более активно применяла правоприменительные меры и рекомендации в отношении цифровых активов, CFTC заявила о своей юрисдикции в отношении биткоина (BTC), который она считает товаром.
Более того, исполняющий обязанности председателя CFTC Ростин Бехнам на прошлой неделе заявил, что до 60% цифровых активов могут быть классифицированы как товары, что равносильно предложению, чтобы агентство стало ведущим криптовалютным регулятором США.
В итоге, вопреки ожиданиям, межведомственный отчет не отдал предпочтение ни одному из регулирующих органов. Авторы пришли к выводу, что «Стабильные монеты или определенные части механизмов стабильных монеток могут быть ценными бумагами, товарами и/или деривативами», ссылаясь на юрисдикцию SEC и/или CFTC соответственно.
Эта формулировка остается очень похожей на ту, которую PWG использовала на начальных этапах изучения сферы стабильных монеток. Например, в заявлении рабочей группы от декабря 2020 года говорилось, что «в зависимости от конструкции и других факторов, стабилькоин может представлять собой ценную бумагу, товар или дериватив, подпадающий под действие федерального законодательства США о ценных бумагах, товарах и/или деривативах».
Более того, ничто в формулировках межведомственного отчета не указывает на то, что SEC «возьмет на себя ведущую роль» в надзоре за сектором стейблкоинов.

В ожидании Конгресса

Хотя основной идеей доклада является рекомендация Конгрессу как можно скорее вмешаться и принять соответствующее законодательство, составители документа также расширяют представление о том, как регулирующие органы должны устранять риски, связанные со стабильныхкоинами, до того, как законодательные органы примут соответствующие меры.
Помимо SEC и CFTC, которые должны продолжать применять свои существующие полномочия для защиты от описанных пруденциальных рисков, доклад призывает другие соответствующие органы, включая Министерство юстиции, Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB) и Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), рассмотреть вопрос о том, как существующие законы могут быть применены к деятельности, связанной со стейблкоинами, в таких областях, как защита прав потребителей, платежи и услуги по передаче денег.
Примечательно, что отчет также оставляет за Советом по надзору за финансовой стабильностью (FSOC), группой американских регуляторов, созданной после финансового кризиса 2008 года, право определить некоторые виды деятельности, связанные со стабильными криптовалютами — такие как платежи, клиринг и расчеты — как «системно важные», что повлечет за собой дополнительный надзор. Это сценарий, от которого предостерегал дружественный криптовалютам сенатор Пэт Туми в недавнем письме министру финансов Джанет Йеллен.
Присвоение стабильным монетам статуса системно значимых не кажется неосуществимым, особенно в свете заявлений некоторых регуляторов в ответ на доклад. Например, директор CFPB Рохит Чопра пообещал взаимодействовать с другими членами Совета по надзору за финансовой стабильностью, чтобы определить, следует ли инициировать процедуру признания системно значимыми определенных видов деятельности или организаций, не связанных с банковскими стабильными монетами.

Долго ждать?

Та часть отчета межгруппового комитета, которая касается распределения обязанностей регулятора до (или без) действий Конгресса, особенно актуальна, учитывая, что законодательная власть вряд ли будет действовать быстро в вопросе о стейблкоинах. Грей дал комментарий нашему сайту:

«В краткосрочной перспективе не ожидается каких-либо значительных действий со стороны Конгресса в этой области, в результате чего SEC и другие агентства будут занимать это место в промежуточный период».

Пауэрс еще раз подтвердил эту мысль, добавив: «Велика вероятность того, что Конгресс не сможет принять всеобъемлющие меры, охватывающие все виды цифровых активов».
В то же время, учитывая необязательный характер доклада, пока неясно, насколько активной будет деятельность регуляторов.
Джексон Мюллер, директор по политике и связям с правительством компании Securrency, работающей в сфере цифровых активов, говорил с нашим сайтом незадолго до публикации отчета PWG, заявив, что он ожидает, что он будет похож на серию отчетов Казначейства, подготовленных несколько лет назад в ответ на указ бывшего президента Дональда Трампа об основных принципах регулирования финансовой системы США.

Многие из его рекомендаций, по словам Мюллера, были «довольно расплывчатыми или ограничивались простым призывом к регулирующим органам или Конгрессу продолжить работу над конкретным вопросом». В итоге, неясно, «сколько из предложенных рекомендаций вышло за пределы страниц этих отчетов».

Хотя некоторые из рекомендаций отчета PWG также носят довольно общий характер, по крайней мере, одно из основных последствий — потенциальное ускорение процесса признания FSOC некоторых аспектов деятельности стейблкоинов системно важными — может повлиять на сектор весьма ощутимым образом.