Существует ли идеальная конкуренция в реальном мире?

В неоклассической экономике совершенная конкуренция — это теоретическая рыночная структура, в которой должны соблюдаться шесть экономических факторов. Экономисты-неоклассики утверждают, что совершенная конкуренция принесет наилучшие экономические результаты как потребителям, так и обществу.

Эти критерии должны быть соблюдены, чтобы рынок считался совершенно конкурентным: все фирмы продают идентичный продукт; все фирмы собирают цены; все фирмы имеют относительно небольшую долю рынка; покупатели знают характер продаваемого продукта и цены, устанавливаемые каждой фирмой; отрасль характеризуется свободой входа и выхода. Все реальные рынки существуют вне модели совершенной конкуренции, потому что это абстрактная теоретическая модель.

Ключевые выводы

  • Неоклассические экономисты утверждают, что совершенная конкуренция — теоретическая структура рынка — принесет наилучшие возможные экономические результаты как для потребителей, так и для общества.
  • Все реальные рынки существуют вне модели совершенной конкуренции, потому что это абстрактная теоретическая модель.
  • Существенные препятствия мешают фактически появлению совершенной конкуренции в реальной экономике.

Барьеры для входа препятствуют идеальной конкуренции

Одной из характеристик рынка, на котором существует совершенная конкуренция, является то, что все фирмы продают идентичный продукт. На самом деле, большинство продуктов имеют некоторую степень дифференциации. Даже с таким, казалось бы, простым продуктом, как вода в бутылках, производители будут различаться по методу очистки, размеру продукта и фирменному стилю.

Сырьевые товары — такие как сырьевая сельскохозяйственная продукция — наиболее близки с точки зрения фирм, предлагающих идентичные продукты, хотя продукты могут различаться по своему качеству. На рынке, где продукты почти идентичны, например, на рынке сырьевых товаров, отрасль имеет тенденцию концентрироваться в небольшом количестве крупных фирм, такой тип рыночной структуры называется олигополией.

Еще одна характеристика отрасли, в которой наблюдается совершенная конкуренция, заключается в том, что для нее характерна свобода входа и выхода. Однако в реальном мире многие отрасли сталкиваются с серьезными препятствиями для входа на рынок. Высокие затраты на запуск или жесткие правительственные постановления могут ограничивать способность компаний входить в отрасли и выходить из них. Для автомобильной промышленности характерны высокие стартовые затраты. В сфере коммунальных услуг действуют строгие правительственные постановления.

И хотя осведомленность потребителей возросла в век информации, поскольку все больше потребителей ищут и исследуют информацию в Интернете, по-прежнему остается несколько отраслей, в которых покупатель остается в курсе всех доступных продуктов и цен.

Существенные препятствия мешают фактически появлению совершенной конкуренции в реальной экономике. Иногда сельскохозяйственная отрасль приближается к тому, чтобы демонстрировать характеристики совершенно конкурентного рынка. В сельскохозяйственной отрасли существует множество мелких производителей, которые практически не имеют возможности изменять отпускную цену своей продукции. Коммерческие покупатели сельскохозяйственной продукции также обычно очень хорошо информированы. Наконец, хотя сельскохозяйственное производство связано с некоторыми барьерами для входа, выйти на рынок в качестве производителя не составляет особого труда.

Критика идеальной конкуренции экономистами

Хотя неоклассические экономисты считают, что совершенная конкуренция создает совершенную структуру рынка с наилучшими возможными экономическими результатами как для потребителей, так и для общества, в целом они не утверждают, что эта модель является репрезентативной для реального мира. Таким образом, ведутся споры о том, следует ли использовать совершенную конкуренцию в качестве теоретического ориентира для реальных экономических рынков. Экономисты-неоклассики утверждают, что совершенная конкуренция может быть полезной, и большая часть их анализа основана на ее принципах. Многие другие более мелкие школы экономической мысли не согласны с тем, что совершенная конкуренция является полезной моделью, и задаются вопросом, может ли она — если она может быть реализована на реальных экономических рынках — обеспечит ли она положительные экономические результаты для потребителей и предприятий.

Некоторые экономисты очень критически относятся к тому, что неоклассическая школа полагается на совершенную конкуренцию. Критиков совершенной конкуренции можно разделить на две группы. Первая группа считает, что допущения, заложенные в модель, настолько нереалистичны, что модель не может дать каких-либо значимых выводов. Вторая группа утверждает, что совершенная конкуренция даже не является желательным теоретическим результатом.

Например, австрийский экономист и лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года Фридрих Хайек утверждал, что совершенная конкуренция не претендует на звание «конкуренции». Критикуя совершенную конкуренцию, Хайек утверждал, что эта модель устраняет всю конкурентную деятельность и превращает всех покупателей и продавцов в бездумных ценителей цен. Вклад Хайека в область экономики был проинформирован  австрийской  экономической школой.

Чешский экономист Йозеф Шумпетер, также представитель австрийской школы экономики, отметил, что исследования, разработки и инновации проводятся фирмами, которые получают экономическую прибыль, что  в долгосрочной перспективе делает совершенную конкуренцию менее эффективной, чем несовершенную.