Какие факторы влияют на конкуренцию в микроэкономике?

С точки зрения микроэкономики, на конкуренцию могут влиять пять основных факторов: характеристики продукта, количество продавцов, барьеры для входа, доступность информации и местонахождение. Каждый фактор зависит от наличия или привлекательности заменителей, и, когда альтернативы не существует и компания является единственным продавцом уникального продукта, существует монополия и отсутствует конкуренция.

Влиятельные факторы

Характеристики продукта по сути описывают уровень дифференциации. Например, если продукт компании однороден (похож на другие, уже представленные на рынке), товар или услуга полностью неотличимы от продуктов, продаваемых конкурентами. Эта ситуация повлечет за собой жесткую конкуренцию.

Ключевые выводы

  • С точки зрения микроэкономики, пять факторов (характеристики продукта, количество продавцов, барьеры для входа, доступность информации и информация) могут влиять на конкуренцию.
  • Когда у компании есть уникальный продукт, который не продает никакая другая компания, существует монополия, поскольку нет конкуренции.
  • Большинство рынков находятся где-то между конкуренцией и монополией.
  • Уровень конкуренции также будет варьироваться в зависимости от местоположения, препятствий для входа и доступности информации о ценах.

В качестве альтернативы продукт может быть полностью дифференцированным, то есть уникальным. В таком случае альтернатив может быть мало, а значит, и уровень конкуренции низкий. Уровень дифференциации — это во многом субъективный вопрос и зависит от мнения потребителей.

Количество продавцов также влияет на конкуренцию. Если есть много продавцов недифференцированного товара, конкуренция считается высокой. Если продавцов мало, конкуренция низкая. Если есть один продавец, рынок считается монополией.

Барьеры для входа могут повлиять на количество продавцов. Характеристики рынка, такие как высокие требования к капиталовложениям или жесткое регулирование, могут препятствовать выходу на рынок новых компаний, что, в свою очередь, обеспечивает определенный уровень защиты для существующих фирм. При более низкой конкуренции за счет барьеров для входа фирмы могут устанавливать более высокие цены.

Доступность информации также важна, и она в основном связана с открытием цен. Когда клиенты могут эффективно и точно узнавать цены у конкурентов, у компаний меньше возможностей устанавливать цены, и конкуренция становится более острой.

Эффективная стратегия размещения может привлечь группу потенциальных клиентов или иным способом достичь их более эффективно, чем конкуренты. Например, заправочные станции часто стратегически расположены на оживленных углах.

Характеристики конкуренции

Эти характеристики конкуренции легче всего понять через призму двух наиболее крайних версий: совершенной конкуренции и монополии. В условиях совершенной конкуренции предельная прибыль каждой фирмы равна предельным издержкам; нет экономической выгоды. В монополии предельная прибыль равна предельному доходу, который представляет собой дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта.

Компании, находящиеся в условиях совершенной конкуренции, считаются берущими цены, что означает, что у них нет возможности устанавливать цены — вот почему предельная прибыль равна предельным издержкам. Совершенно конкурентные рынки определяются однородным продуктом, множеством продавцов с низкой долей рынка и абсолютно отсутствием барьеров для входа или выхода. Эти фирмы не могут дифференцировать свою продукцию, а их клиенты обладают очень точной информацией.

Краткий обзор

Монополия предполагает доминирование одной компании на всем рынке. В этой ситуации цену устанавливает фирма, и конкуренции нет.

Большинство рынков находятся где-то между совершенной конкуренцией и монополией. Например, рынок безалкогольных напитков, на котором доминируют Coca-Cola и Pepsi, можно рассматривать как олигополию, где несколько крупных фирм доминируют на большей части рынка. Рынок помидоров можно считать на шаг или два выше совершенной конкуренции; в конце концов, некоторые люди готовы платить больше за органические или семейные помидоры, в то время как другие смотрят только на цену.