Противостояние Spotify и Джо Рогана усиливается, но экономика поддерживает влияние гиганта потокового вещания

В выходные нарастающая шумиха вокруг Spotify (SPOT) приняла новый оборот: еще как минимум два артиста поклялись покинуть платформу из-за подкастера Джо Рогана, которого гигант потокового вещания поддержал в своем заявлении.

В воскресенье Spotify нарушила молчание после того, как компания отказалась подчиниться ультиматуму Нила Янга о прекращении трансляции «The Joe Rogan Experience» — самого популярного подкаста на Spotify — из-за разногласий вокруг его позиции по поводу вакцинации COVID-19. Музыка легендарного рокера теперь будет транслироваться исключительно на SiriusXM, а автор-исполнитель Джони Митчелл и гитарист Брюса Спрингстина Нильс Лофгрен также добиваются удаления своих песен со Spotify.

Хотя Spotify пропагандирует «правила дорожного движения» для своей политики и планирует добавить к любому эпизоду подкаста о COVID-19 рекомендацию по содержанию, направляя слушателей на специальный хаб COVID-19 для борьбы с дезинформацией, компания категорически отвергла призывы «взять на себя роль цензора контента». «

Подкастер Джо Роган попал под огонь за распространение фальшивой информации о вакцинах

На фоне этой шумихи данные говорят о том, что Spotify поддерживается все более прибыльной экономикой потокового вещания, особенно в условиях продолжающегося роста цифровых медиа, и своими огромными масштабами. Последствия аналогичных противоречий для компании Netflix (NFLX), которая столкнулась с подобным возмущением по поводу «Cuties» и комедийного спецвыпуска Дэйва Шаппелла, оказали незначительное влияние на ее акции.

Согласно последнему отчету IFPI «Глобальный музыкальный отчет», доходы от потокового вещания по платной подписке в 2020 году выросли на 18,5%. Широко ожидается, что в 2021 году этот показатель будет еще выше.

Спотифи лидирует, захватив 31% всех подписчиков в США, за ним следуют Apple Music (AAPL) — 15%, Amazon Music (AMZN) и Tencent (TCEHY) — по 13%; YouTube Music (GOOGL) замыкает пятерку лидеров с 8%.

Доходы от потокового вещания в последние годы росли двузначными цифрами, согласно последнему отчету IFPI «Global Music Report»

Однако доля рынка сама по себе не гарантирует полную власть потоковым платформам. Тейлор Свифт, как известно, в 2014 году удалила свой альбом «1985» вместе с остальным каталогом со Spotify в знак протеста против компенсации артистам в цифровую эпоху.

В конечном итоге Свифт вернулась на платформу в 2017 году, но аналогичные вопросы остаются актуальными для музыкантов, пытающихся получить прибыль от «пропорциональной» модели Spotify, при которой ежемесячная плата пользователей поступает в единый банк. Затем эти деньги делятся на общее количество потоков, и Spotify получает примерно 30% от общей суммы абонентской платы.

Критики этой модели говорят, что она отталкивает небольших артистов, не имеющих поддержки крупного лейбла, и отнимает власть у потребителя, который не имеет права решать, куда идут его или ее деньги.

Критики этой модели говорят, что она отталкивает небольших артистов, не имеющих поддержки крупного лейбла, и отнимает власть у потребителя, который не имеет права решать, куда идут его или ее деньги.

Модель также обвиняют в том, что она устарела, была создана в то время, когда привычки слушателей были кардинально другими, а потоковое вещание еще не было опробовано. 

Прошло несколько лет, и потоковое вещание стало одной из основных форм потребления аудио. Spotify может похвастаться впечатляющими 381 миллионом пользователей в более чем 184 странах и рынках.

«Стриминг обеспечил стабильность… бизнес стал предсказуемым». Гильермо Пейдж, бывший руководитель звукозаписывающего лейбла и профессор.

Роялти от потокового вещания: По цифрам

По данным Spotify, в 2020 году 184 500 артистов получили роялти в размере более $1 000, а 870 артистов — более $1 000 000. 

Однако важно отметить, что Spotify не выплачивает напрямую своим артистам или авторам песен — отсюда и ключевое слово «сгенерировал». Скорее, выплаты проходят через правообладателей (звукозаписывающие лейблы, дистрибьюторов, агрегаторов или общества по сбору платежей), которые затем выплачивают деньги соответствующим сторонам. 

Хотя каждое соглашение отличается от другого, Spotify утверждает, что выплачивает примерно 2/3 от каждого доллара, полученного от подписчиков и рекламодателей. По состоянию на 2020 год компания выплатила правообладателям музыкальных произведений более 23 миллиардов долларов (в том числе 5 миллиардов долларов только за 2020 год, по сравнению с 3,3 миллиарда долларов в 2017 году).

Если говорить еще более детально, то после того, как авторские отчисления попадают в руки правообладателей, деньги делятся на две части: запись (собственно записи песен) и публикация (авторские права на написание песен и композиции, такие как тексты и мелодии). 

Хотя издательские права часто не стоят столько же, сколько фактические записи, они все же могут со временем принести значительный доход за счет радиопостановок, рекламы, лицензирования фильмов и многого другого.

Однако некоторые крупные артисты заключают свои собственные выгодные сделки в обход существующей модели компенсации. Только в прошлом месяце Брюс Спрингстин продал свои записи и издательские права компании Sony Music в рамках сделки, стоимость которой, по сообщениям, составляет около 500 миллионов долларов.

В мае прошлого года группа The Red Hot Chili Peppers продала права на свой каталог песен за 150 миллионов долларов, а затем Боб Дилан продал более 600 авторских прав компании Universal Music Group в рамках сделки стоимостью более 300 миллионов долларов. Тем временем Стиви Никс продала контрольный пакет своих авторских прав на песни за 100 миллионов долларов.

Этот контент недоступен из-за ваших настроек конфиденциальности. Обновите настройки здесь, чтобы увидеть его.

Гильермо Пейдж, бывший руководитель звукозаписывающего лейбла, работавший в Sony и Universal, ранее сказал Yahoo Finance, что «стриминг обеспечил стабильность».

«Главное, что бизнес стал предсказуемым», — сказал Пейдж, который сейчас преподает в музыкальной программе Университета Майами.

Инвесторы «могут верить в будущее бизнеса, потому что он растет. Когда вы устраняете неопределенность, это открывает новую дверь для инвесторов, которые приходят и расхватывают эти активы», — добавил он.

Почему Spotify «взрослеет

Итог? Стриминг увеличивает стоимость песен и записей, что делает платформы необходимыми для артистов. 

Не каждый артист будет получать одинаковый денежный поток, и самые крупные из них обладают наибольшей властью, но начинающим артистам нужна та известность, которую обеспечивает потоковое вещание. Несмотря на плохую прессу, вызванную уходом Янга, Митчелла и других, эксперты полагают, что в конечном итоге Spotify «будет в порядке» в долгосрочной перспективе.

Ола Сарс, основатель и генеральный директор B2B компании Soundtrack Your Brand, занимающейся потоковой передачей музыки, сказал в недавнем интервью Yahoo Finance, что другие медиа-гиганты, от YouTube (GOOGL) до Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) (FB), прошли через свои собственные общественные расплаты, когда дело дошло до проверки платформы — и вышли относительно невредимыми с другой стороны.

«Я лично не думаю, что платящие подписчики покинут платформу из-за того, что одна программа оспаривается… [Spotify] уже проходил через это, как и все другие медиаплатформы, и потребители продолжали платить по счетам», — сказал руководитель компании. 

«Возможно, это не единственная ситуация, когда определенным артистам не нравится другой тип контента… Это будет повседневным делом для Spotify [и они будут относиться к этому] как любая другая медиакомпания», — добавил он.

Александра — продюсер и корреспондент по вопросам развлечений в Yahoo Finance. Следите за ней в Твиттере @alliecanal8193