Реальная стоимость долга США ближе к полу, чем к потолку

(Bloomberg) — Американские политики ввязались в серьезную борьбу по поводу того, что все больше и больше людей в финансовом мире считают несущественным.

Самое читаемое от Bloomberg

Рождество под угрозой, поскольку «катастрофа» в цепи поставок становится только хуже

Перестроенный кризисом, «антибиеннале» заново представляет себе Чикаго

Вот как выглядит «зеленое» будущее Европы

Титаны Уолл-стрит предупреждают о следующих больших рисках для инвесторов

Неапологетическая сеть «старых парней» обходится Австралии в миллиарды

Брань в Вашингтоне по поводу того, повышать ли потолок долга или рисковать дефолтом, стала характерной чертой 21 века. Но с момента последнего крупного противостояния десять лет назад или около того, произошла морская перемена в том, как инвесторы, экономисты и чиновники думают о государственных займах. Их стал меньше интересовать размер долга, а больше — его стоимость. В настоящее время это не так много — и Федеральная резервная система помогает убедиться, что так будет и впредь, эффективно держа рынок казначейских обязательств объемом 22 триллиона долларов на коротком поводке.

По данным Бюджетного управления Конгресса США, процентные платежи правительства США в ближайшие три года будут такими низкими, как никогда с 1960-х годов, если судить по объему экономики. Это объясняется тем, что длительное снижение стоимости заимствований более чем перевешивает дополнительный долг, взятый правительством для поддержания экономики во время финансового кризиса 2008 года и пандемии.

‘Back to Earth’

По данным Bloomberg Intelligence, чтобы переломить эту тенденцию, потребуется доходность казначейских облигаций в среднем около 2,5% по всем срокам погашения. В августе средний показатель был ниже 1,6%, что является самым низким более чем за два десятилетия. Даже после резкого роста в прошлом месяце 10-летние казначейские облигации торгуются с доходностью около 1,5%, что является минимальным уровнем по историческим меркам. Более того, многие инвесторы говорят, что ФРС, которая на бумаге контролирует только краткосрочные процентные ставки, является основным фактором, определяющим ставки по долгосрочным государственным долговым обязательствам, что снимает один из видов риска.

«Сейчас люди считают, что если произойдет большой скачок доходности казначейских облигаций, то ФРС должна будет пойти и сделать что-то, чтобы вернуть эти ставки на землю», — говорит Фелипе Вилларроэль, портфельный менеджер в TwentyFour Asset Management.

ФРС имеет мандат на стабильные цены и максимальную занятость, и в нем нет упоминания о долге. Тем не менее, есть не одна причина, по которой аналитики считают, что ФРС сейчас занимается тем, что помогает управлять долговыми расходами правительства. Во-первых, резкий рост заимствований во время пандемии может оказать давление на центральных банкиров, когда они будут готовиться к сокращению закупок облигаций и, в конечном итоге, к повышению процентных ставок. Если действовать слишком быстро, они могут задушить экономику, сделав долговое бремя более дорогим. Это то, что председатель ФРС Джером Пауэлл «должен будет сбалансировать», — говорит Шон Симко, глава глобального управления портфелем ценных бумаг с фиксированным доходом в SEI Investments Co. «Сокращение сроков и попытка удержать доходность в узде, чтобы сдержать расходы на обслуживание долга».

‘Весьма откровенно’

Кроме того, ФРС сама покупает казначейские облигации и владеет ими на сумму около 5,4 триллиона долларов. Даже когда она прекратит добавлять новые, вероятно, в середине 2022 года, этот портфель будет иметь большое значение для рынка. «Объем активов ФРС — просто эффект акций, даже когда они начнут сокращать новые покупки — поможет поддерживать доходность на относительно низком уровне в течение длительного времени», — говорит Субадра Раджаппа, глава отдела стратегии по ставкам в США в Societe Generale. Центральные банки, такие как ФРС, выплачивают проценты по резервам, которые они выпускают при покупке суверенного долга». В итоге это еще больше привязывает стоимость государственных займов к политическим ставкам, считает Скотт Фуллвайлер, профессор экономики из Университета Миссури-Канзас-Сити. Проще говоря, ФРС получает от Казначейства проценты по облигациям, которые она держит, делает собственные выплаты по резервам и отправляет остаток прибыли обратно в Казначейство — одна рука правительства другой. В итоге кусок государственного долга, хранящийся в центральном банке, «фактически превратился в долг, который обслуживается по целевой ставке ФРС, причем совершенно открыто», — говорит Фулвилер.

Во всем развитом мире ставки по государственным долговым обязательствам все чаще определяются политиками, а не рынком.

В Японии доходность суверенных облигаций является четко выраженной целью на протяжении многих лет. Центральные банкиры Европы регулируют разброс стоимости заимствований между более сильными и более слабыми экономиками, чтобы не допустить повторения кризиса евро в прошлом десятилетии.

Все это не означает, что развивающийся новый режим окончательно решил проблемы государственных финансов — или что он не несет в себе собственных рисков. Политика может спровоцировать долговой кризис в развитых странах даже тогда, когда для него нет экономических причин, как показывает нынешнее противостояние в Вашингтоне. Европа может пострадать от своего собственного варианта, когда закончится срок действия пандемического разрешения на ограничение государственных займов.

‘В частности, инфляция’

Правительства также могут воспринять низкую стоимость заимствований как приглашение к масштабным расходам, которые приведут к устойчивому росту инфляции. Этот риск представляется маловероятным в Европе и Японии, которые застряли в дефляционной ловушке более чем на десять лет. Он может быть более острым в США, где стимул от пандемии был больше, а Конгресс обсуждает еще одну программу расходов на 3,5 триллиона долларов. По мнению Марка Занди, главного экономиста Moody’s Analytics, в ближайшей перспективе американским политикам следует думать именно об инфляции, а не о размере долга или даже стоимости его обслуживания. «Возможно, пройдет 10 или 15 лет, прежде чем процентные расходы как доля ВВП станут тревожным звонком», — говорит он. Но тем временем, «если у вас большой дефицит в экономике с полной занятостью, вы рискуете перегреться — в частности, инфляцией». В стране, где ультранизкие ставки и оцепеневшие рынки облигаций появились первыми, преобладает противоположный сценарий.

Долги японского правительства более чем в два раза превышают американские (по отношению к ВВП), а платить за их обслуживание приходится еще меньше. Задача политиков заключается не в том, чтобы установить потолок долга, а в том, чтобы обеспечить экономический рост в условиях долгосрочного влияния демографических факторов и чрезмерного роста частных долгов.

В конечном счете, это более вероятный исход — в США и других странах — чем возрождение бдительности по отношению к облигациям, считает Стивен Мейджор, глава отдела фиксированного дохода HSBC. «Развитые рынки облигаций еще не все пришли к полной японизации», — написал он в своем отчете. «Но они на пути к этому».

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Самый богатый и самый белый район Атланты хочет отделиться

‘Большинство американцев сегодня считают, что фондовый рынок сфальсифицирован, и они правы’

Заброшенная больница, получившая второй шанс за 1 доллар