Шумиха вокруг NFT не утихает, так как Coinbase и FTX погружаются только глубже

Нелетучие токены (НФТ) и площадки, на которых они торгуются, уже некоторое время являются предметом обсуждения криптоверсии. Даже на пике бычьего роста ажиотаж вокруг NFT не спадает. Можно сказать, что их популярность сейчас находится на рекордно высоком уровне и продолжает расти.

Согласно отчету DappRadar, в третьем квартале этого года объем торгов в индустрии NFT составил $10,67 млрд, что на 704% больше, чем во втором квартале. Из этого объема на блокчейн-сети Ethereum и Ronin пришлось 77,73% и 19,53% соответственно.

В годовом исчислении объемы торгов в третьем квартале этого года выросли на 38 060%, что является исключительно высоким показателем для роста целой отрасли.

Чтобы извлечь выгоду из этого роста, большинство крупных криптовалютных бирж начали осваивать космос, обещая создать эффективные, экономически выгодные площадки для этих цифровых активов. FTX, криптовалютная биржа, в сентябре запустила торговую площадку NFT для своих клиентов, базирующихся в США. Вскоре после этого их торговая площадка была расширена и теперь включает токены из экосистемы Solana.
Binance запустила свою платформу NFT в июне этого года, чтобы предложить своим клиентам доступ к “бурно развивающемуся пространству NFT”. За этими объявлениями последовала американская криптовалютная биржа Coinbase, которая присоединилась к этому пространству со своим собственным рынком NFT, который будет запущен позже в этом году. Рынок позволит пользователям майнить, покупать, исследовать и демонстрировать токены на базе Ethereum. Создатели смогут контролировать свои произведения искусства с помощью децентрализованных контрактов и прозрачности метаданных, поскольку все NFT будут находиться на цепочке.
Реакция на это объявление была просто ошеломляющей. Coinbase открыла список ожидания для рынка, в котором в первый же день зарегистрировалось более 1 миллиона пользователей. На момент написания статьи список ожидания вырос до 2,43 миллиона пользователей, что значительно превышает количество ежемесячных пользователей OpenSea, крупнейшей торговой площадки по объему торгов.
Наш сайт поговорил с Алексом Сальниковым, соучредителем и руководителем отдела продуктов Rarible, торговой площадки NFT, об участии этих компаний в NFT, который сказал:

“Крупные компании запускают свои собственные платформы NFT, потому что они понимают, что цифровые предметы коллекционирования быстро превращаются в новый творческий путь, который охватывает широкий круг аудитории, с которой они раньше не могли установить связь, особенно сейчас, когда NFT становятся более привлекательными для мейнстрима.”

Он также упомянул, что помимо денежных выгод для создателей и бизнеса в индустрии NFT, это пространство можно рассматривать как возможность раскрыть творчество и самовыражение новыми и ранее невиданными способами. Даже одна из ведущих блокчейн-сетей, Ripple, объявила о создании фонда в 250 миллионов долларов для создателей NFT, который нацелен на ускорение принятия NFT в криптопространстве.
Несмотря на нынешнюю шумиху и внимание СМИ, лишь небольшая часть населения планеты знает о НФТ, и по мере того, как эти крупные компании будут вовлекаться в процесс, они окажут услугу этому субсектору, увеличивая его известность и подталкивая к принятию в массовом масштабе.
Когда такие крупные компании выходят на развивающиеся рынки, такие как НМТ и коллекционные товары, это зачастую просчитанный риск. Павел Байнс, генеральный директор Bluzelle, децентрализованной сети хранения данных для создателей, рассказал нашему сайту: “Каждая из этих крупных компаний хорошо знает своих клиентов и целевой рынок, который находится на подъеме. Для них это разумный поступок – быть впереди всех”. Если это слишком рано, то это не сильно повредит их казне”.

Рынок может быть достаточно насыщенным

Более пристальный взгляд на зарегистрированные метрики, поступающие в этом месяце о рынке NFT, позволяет сделать еще один интересный вывод. SuperRare, торговая площадка NFT на базе Ethereum, в октябре установила новый месячный рекорд объема торгов в размере 35,88 млн долларов. Однако количество ежемесячных активных коллекционеров на момент написания статьи составляет 393 человека, что составляет менее 42% от исторического максимума среднемесячных коллекционеров в марте этого года.
Это говорит о том, что рынок может быть достаточно насыщен, и одни и те же инвесторы владеют большей долей пирога. Другая метрика отражает аналогичную тенденцию для китов на рынках и платформах НФТ. Moonstream, аналитическая компания с открытым исходным кодом блокчейн, опубликовала 21 октября отчет, который показал, что во втором и третьем кварталах этого года ведущие 16,71% всех адресов владели почти 81% NFT на базе сети Ethereum.

Однако Сальников считает, что это может быть хорошим знаком: “Это похоже на правило 80-20, также известное как принцип Парето, и не сильно отличается от традиционных рынков, где обычно 80% результатов являются следствием 20% всех причин”. Учитывая, что рынок NFT все еще находится на ранних стадиях, этот вывод говорит о том, что он становится все более зрелым.”Бейнс отметил, что эта метрика является частью более крупного явления:

“То же самое можно сказать о BTC прямо сейчас. Покупателей, вероятно, в два раза меньше, чем было до IPO Coinbase. Вот как работает криптовалюта. Я не думаю, что это меняет макротренд криптовалют и НФТ”.

Хотя очевидно, что биткоин (BTC) – гораздо более зрелый актив, чем НФТ, по сравнению с традиционным финансовым рынком он все еще находится на стадии зарождения. Сакинов считает, что индустрия только начала касаться поверхности того, что могут предложить НФТ. В связи с эволюцией цифровых коллекционных предметов все больше платформ узнают о возможностях их использования, стремясь обеспечить спрос на НМТ, выходящий за рамки их коллекционного характера.

Инновации, такие как play-to-earn, помогают индустрии расти

До недавнего времени самыми популярными НФТ были уникальные коллекции, такие как CryptoPunks, или коллекции, созданные на основе и при поддержке знаменитостей. Однако, помимо хвастовства, связанного с использованием в качестве jpeg-аватаров, и возможной ценности на вторичном рынке в будущем, их полезность весьма ограничена.
Бейнс весьма скептически относится к коллекциям знаменитостей в целом: “Коллекции знаменитостей будут просто мертвы по прибытии. Они будут привлекательны для их поклонников и будут медленно расти в цене, как и физические коллекции знаменитостей. Но они не получат такого массового спроса и роста цен, как криптовалюты”. Он добавил, что существует множество доказательств того, что криптовалюты имеют свою собственную культуру и хотят продуктов, которые рождаются в ней.
Не ограничиваясь предложением пользователям владеть криптоколлекционными предметами, набирают популярность игровые протоколы на основе блокчейна с моделью “играть, чтобы заработать” (P2E), такие как Axie Infinity, CryptoBlades и Mobox. Несмотря на свой успех, эта модель сталкивается с некоторыми сложными вопросами со стороны традиционного игрового сообщества.
NFT gaming proposition in question as regulators and traditional gaming pullback
Лейтон Эммонс, соучредитель NFT-проекта Blockchain Boys Club, раскрыл нашему сайту свой скептический взгляд на феномен P2E, назвав эти игры причудой: “Во-первых, онлайн-игр много, любой, кто играет в онлайн-игры, проходит через фазы одержимости до полного игнорирования игры – в конце концов, вам становится скучно и хочется нового опыта”. Далее он добавил, что “никто не собирается строить финансовую стабильность на играх, учитывая часы, которые вам придется потратить”. Концепция кажется забавной новинкой”.
Эммонс также считает, что концепция P2E сама по себе является пузырем: “Что произойдет, когда NFT будут распроданы и игроки заработают все доступные средства (а именно, свои деньги)? Хватит ли рекламы и спонсорства, чтобы оплатить операционные расходы в дополнение к внутриигровым вознаграждениям?”.
Play-to-earn games are ushering in the next generation of platforms
С P2E-играми или без них, индустрия NFT растет огромными темпами, привлекая всех крупных игроков блокчейна, желающих получить свой кусок пирога. Даже Виталик Бутерин, сооснователь Ethereum, затронул тему NFT в недавнем интервью в подкасте, где он рассказал о том, как NFT привлекают новых пользователей в криптосферу: “NFT были интересны с точки зрения культуры, потому что они привлекают в Ethereum людей с совершенно другим мышлением, чем, например, DeFi и обычные криптовалюты”.

Поскольку NFT сейчас быстро развиваются в сетях, отличных от Ethereum, их принятие может продолжить расти в обозримом будущем, так как крупные игроки индустрии начинают делать свои ставки.