Соучредитель IOTA: Ламмис-Гиллибранд — благословение для криптоиндустрии

Для крипто-зимы никогда не бывает хорошего времени, но трудно представить себе худшее время, чем сейчас.

Еще до того, как 70% стоимости биткойна (BTC) испарилось, казалось бы, за одну ночь, дела в общественном мнении шли не лучшим образом. Негативные настроения были повсюду; аккаунт в Twitter, документирующий, как крипто-братаны принимают удар на себя, набрал сотни тысяч подписчиков. Теперь крупнейшие криптобиржи мира тысячами увольняют штатных сотрудников, а самопровозглашенная «криптокоролева» попала в список десяти самых разыскиваемых преступников Федерального бюро расследований США за обман инвесторов на сумму 4 миллиарда долларов. Уф. Обвинение отдыхает.

Легко отмахнуться от пиар-проблем криптовалют на публике, сочтя их именно таковыми: проблемами имиджа. Внешний вид — это еще не все. Это удел бриллиантовых рук, а не бесполезных размахиваний руками. Оставьте неверующих позади. Мы все равно никогда не убедим ярых недоброжелателей и неисправимых скептиков. (Проблема с этим мышлением, каким бы обнадеживающим ни был его дьявольски осторожный оптимизм, заключается в том, что оно всегда заканчивается тем, что проповедь хору является жизнеспособной стратегией. Это не так. И никогда не было).

Безликое скопище ярых недоброжелателей и неисправимых скептиков с первых дней существования криптовалют было полезной соломинкой. Но при ближайшем рассмотрении и после краха скептики, стремящиеся поставить нас на пятки, — это реальные люди с реальной властью, и они внимательно наблюдали за нами до того, как эта линия пошла вниз, вниз, вниз.

Это происходит по обе стороны Атлантики. В Вашингтоне скептическое отношение к криптовалютам все больше становится нормой. В сентябре прошлого года председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Гэри Генслер сравнил стейблкоины с «покерными фишками» и подчеркнул, что Конгрессу необходимо расширить свои полномочия по регулированию криптовалют. В соавторстве с сенаторами Кирстен Гиллибранд (D) и Синтией Ламмис (R) 7 июня был представлен законопроект о расширенном регулировании под названием «Закон об ответственных финансовых инновациях», который был принят не за несколько месяцев, а за несколько дней до потрясшего отрасль скачка. Другое двухпартийное предложение, возглавляемое сенаторами Дебби Стабеноу (D) и Джоном Бузманом (R), поступило в августе.

От спада к краху

Этот законопроект — не символический жест. Он пользуется двухпартийной поддержкой, во-первых, в правительстве, где двухпартийная поддержка чего-либо в последние годы практически неслыханна. Комиссия по торговле товарными фьючерсами, которую Гиллибранд помогает курировать, будет регулировать криптовалюты напрямую, если (и, скорее всего, когда) законопроект будет принят, реклассифицируя цифровые активы как товары, такие как пшеница или нефть.

69-страничный законопроект настолько обширен, что его, возможно, придется разбить на части и принимать постепенно. Стоит отметить, что Ламмис не выступает против криптовалют. Она активно приглашала лидеров криптоиндустрии работать с ней над законопроектом, что в целом сулит криптовалютам больше пользы, чем простое навязывание и расширение существующих правил SEC.

Промышленность должна принять ее приглашение. Законопроект Ламмиса-Гиллибранда — который, откровенно говоря, предпочтительнее более узкого законопроекта Стейбеноу-Бузмана — предоставит CFTC исключительную юрисдикцию в отношении цифровых активов, за исключением случаев, когда цифровой актив попадает под сферу регулирования ценных бумаг. Стоит отметить, что до сих пор CFTC вела себя намного лучше, чем SEC, которая была крайне неадекватна в предоставлении нормативных рекомендаций, пытаясь направлять отрасль через правоприменение, которое иногда граничит с чисто карательным.

Чем скорее мы протянем руку помощи, тем лучше. Разумное регулирование не является чем-то плохим для криптовалют, но поспешное регулирование может стать таковым. Последствия этого краха могут вызвать чувство срочности у законодателей, настроенных на регулирование, что заставит их отреагировать и принять чрезмерно жесткие меры. С точки зрения регулирования, холод этой крипто-зимы и неспособность рынка хоть как-то защитить инвесторов являются доказательством того, что мы не можем быть предоставлены сами себе. Активное, открытое сотрудничество позволит избежать этого.

Повод для осторожного оптимизма?

Мы уже знаем, как выглядит законодательство выжженной земли, то есть есть прецедент, когда вся страна просто
запрещает криптодобычу оптом. Это вряд ли произойдет в США или Европейском союзе, поскольку децентрализованные финансы (DeFi) и традиционные финансовые рынки к настоящему времени очень сильно переплетены. С самой капиталистической точки зрения, традиционным инвесторам и рынкам было бы невыгодно расставаться с криптовалютами.

Но криптовалютам никогда не удавалось выйти из этой ситуации чистыми. Чувство срочности, вызванное крахом этого года, скорее всего, затормозит потенциал для более взвешенного и продуманного регулирования, индивидуально адаптированного к потребностям криптовалют. Если бы краха не произошло, законодатели, скорее всего, были бы более открыты для гибких, специально разработанных мер.

Теперь это под угрозой. Назвав криптовалюты и DeFi потенциальным «риском для финансовой стабильности», президент Европейского центрального банка Кристин Лагард уже настаивает на принятии второй, расширенной версии рамочного документа «Рынки криптоактивов», который только что был официально принят. То, что было упущено и оставлено без внимания в первый раз, а именно аспекты стейкинга и кредитования, не будет упущено во второй раз.

Но DeFi стала чем-то вроде козла отпущения. Она приняла на себя основную вину после этого краха рынка, и часть этой вины была неуместна. До краха централизованные провайдеры брали на себя чрезмерные риски и не были прозрачны в отношении того, как они инвестируют средства клиентов. Чистые проекты DeFi, где это был просто полностью прозрачный смарт-контракт на блокчейне, работали именно так, как и должны были. Поскольку законодатели по обе стороны пруда присматриваются к ней для регулирования, сейчас самое время поработать с регуляторами для достижения сбалансированного и разумного регулирования и спасти шкуру DeFi в процессе.

Мы не можем рассчитывать на то, что все всегда будет складываться в нашу пользу. Опасения, что принятый Европейским парламентом регламент о переводе средств (TOFR) будет применяться как кувалда над скальпелем к нехостинговым кошелькам и затормозит развитие машинной экономики, оказались частично необоснованными, по крайней мере, на данный момент. Несмотря на то, что закон фактически закрепил мнение о том, что криптовалютные переводы более рискованны, чем другие переводы, самые жесткие меры TOFR были достаточно смягчены, чтобы сохранить нехостинговые кошельки на плаву. В любом случае, законодательство, направленное против нехостинговых кошельков, сейчас переносится в проект положения о борьбе с отмыванием денег, где возможен более прагматичный подход.

Это, в некотором смысле, хорошая новость. С технической точки зрения, криптовалюты и DeFi не были готовы или не могли соответствовать первоначальной версии правил, изложенных в TOFR. Корректировка дала нам время — то, чего у криптовалютной сферы не будет, если радикальные правила будут приняты жестко и быстро и без нашего участия.

Возможно, нет смысла плакать над (замерзшим) пролитым молоком. Но этот крах изменил правила регулирования. Я не пытаюсь быть предвестником беды, но с этого момента мы должны быть чрезвычайно активными в обращении к законодателям и работе с ними. Сроки регулирования ускорились. Теперь наше технологическое развитие (наряду с нашей способностью адаптироваться и вести переговоры) тоже должно ускориться.

Доминик Шинер является соучредителем и председателем фонда Iota Foundation, который курирует одну из крупнейших криптовалютных экосистем в мире. Миссия фонда заключается в поддержке исследований и разработок новых технологий распределенных книг, включая Iota Tangle. Доминик курирует партнерские отношения и общую реализацию видения проекта в направлении машинной экономики.

Данная статья предназначена для общего ознакомления и не является и не должна восприниматься как юридическая или инвестиционная консультация.