Tesla перевалила за $1 триллион, поскольку инвесторы делают ставку на то, что будущее электромобилей уже наступило

Субрат Патнаик, Санджана Шивдас и Дэвид Шепардсон

(Рейтер) — В понедельник рыночная капитализация компании Tesla Inc превысила 1 триллион долларов США после получения крупнейшего в истории заказа от компании Hertz, занимающейся прокатом автомобилей, сделка, которая укрепила амбиции лидера рынка электромобилей занять первое место по продажам в автомобильной промышленности в течение следующего десятилетия.

Большинство автопроизводителей не хвастаются продажами прокатным компаниям, которые часто осуществляются со скидками, чтобы разгрузить медленно продающиеся модели. Но для Tesla и ее инвесторов решение Hertz заказать 100 000 автомобилей Tesla к концу 2022 года показало, что электромобили больше не являются нишевым продуктом, а будут доминировать на рынке массовых автомобилей в ближайшем будущем.

«Электромобили стали мейнстримом, и мы только начали наблюдать растущий мировой спрос и интерес», — сказал агентству Reuters временный исполнительный директор Hertz Марк Филдс.

Главный исполнительный директор Tesla Элон Маск установил цель ежегодного роста продаж в среднем на 50%, чтобы в конечном итоге достичь 20 миллионов автомобилей в год. Это более чем в два раза превысит объем продаж нынешних лидеров Volkswagen AG и Toyota Motor Corp.

Потребительский спрос на электромобили меняется на некоторых крупных рынках. Tesla Model 3 стала самым продаваемым автомобилем в Европе в прошлом месяце, сообщила в понедельник консалтинговая компания JATO Dynamics.

В понедельник Tesla также показалось, что компания добилась прогресса в решении проблем с регулированием, которые угрожали ее бизнесу в Китае. Компания заявила, что открыла новый центр данных и исследований в Шанхае, чтобы соответствовать требованиям правительства, согласно которым данные, собранные с автомобилей в Китае, должны оставаться в стране.

Однако в понедельник Tesla столкнулась с новым давлением со стороны американских регулирующих органов. Новый руководитель Национального совета по безопасности на транспорте направил Маску письмо с вопросом, почему Tesla внедряет программное обеспечение «Full Self Driving», хотя компания официально не ответила на вопросы NTSB о безопасности системы автоматизированного вождения.

Акции Tesla выросли более чем на 9,5% и достигли $995,75, в результате чего компания стала стоить $1 триллион, согласно расчетам Reuters, основанным на последней поданной ею декларации.

Тем не менее, Tesla имеет самую высокую стоимость среди всех мировых автопроизводителей и стучится в дверь элитного клуба, в который входят Apple Inc, Amazon.com Inc, Microsoft Corp и Alphabet Inc.

«Это (заказ Hertz) ставит восклицательный знак под прогнозом роста поставок на 50%+», — сказал аналитик Roth Capital Крейг Ирвин. «Еще одно убедительное доказательство того, что электромобили становятся массовыми».

Теперь перед Tesla стоит сложная повседневная задача стать крупносерийным автопроизводителем, растущим такими темпами, каких не было с начала 1900-х годов, когда взорвался спрос на модель T Генри Форда.

Tesla справляется с нехваткой заказов на свои автомобили и длительными сбоями в цепи поставок. Главный финансовый директор Tesla Закари Киркхорн предупредил инвесторов во время телефонного разговора на прошлой неделе, что ближайшие производственные цели Tesla будут зависеть от устранения этих сбоев и наращивания мощности двух новых огромных сборочных и аккумуляторных заводов в Остине и Берлине.

«Нам предстоит пройти долгий путь казни», — сказал Киркхорн.

Конкуренты не сидят на месте. Бренд Mercedes-Benz компании Daimler AG, General Motors Co, Ford Motor Co, а также такие стартапы, как Lucid и китайская компания Xpeng, ведут борьбу с Tesla, предлагая новые электромобили или грузовики.

Инвесторы и аналитики пока не обращают внимания на ближайшие проблемы. Morgan Stanley повысил ценовой ориентир Tesla на 33% до $1 200, так как брокер ожидает, что в 2030 году производитель электромобилей превысит 8 миллионов поставок.

Сделка с Hertz также подчеркнула силу бренда Tesla, поскольку компания по прокату автомобилей выходит из банкротства и стремится возродить свой некогда доминирующий бренд. Спасением Hertz занимается группа инвесторов, в которую входят Knighthead Capital Management, Certares Opportunities и Apollo Capital Management.

«Мы абсолютно уверены, что это станет для нас конкурентным преимуществом», — сказал временный генеральный директор Hertz Марк Филдс о заказе Tesla, который должен быть выполнен до конца 2022 года.

«Мы хотим быть лидером в области мобильности. … Получение клиентами опыта эксплуатации электрифицированных автомобилей является для нас абсолютным приоритетом».

Стоимость самого дешевого седана Tesla Model 3 составляет около $44 000, поэтому стоимость этого заказа составляет около $4,4 млрд, если бы весь заказ был на седан массового спроса.

Филдс отказался сообщить, сколько Hertz заплатила за заказ. Компания Tesla была недоступна для комментариев.

По словам представителей компании Hertz, с учетом нынешнего заказа электромобили будут составлять более 20% ее глобального автопарка. Филдс отметил растущее количество продаваемых автомобилей EV и интерес потребителей к электрифицированным транспортным средствам.

Компания Hertz также заявила, что устанавливает тысячи зарядных устройств по всей своей сети. Клиенты, арендующие Tesla Model 3, получат доступ к 3 000 станций подзарядки Tesla по всей территории США и Европы.

(Репортажи Субрата Патнаика и Санджаны Шивдас в Бенгалуру и Дэвида Шепардсона в Вашингтоне; дополнительные репортажи Евы Мэтьюз, Анируддха Гоша и Каннаки Дека; редактирование Шунака Дасгупта, Лизы Шумейкер и Ричарда Чанга)