Как играть в новую электрическую экономику

Для определенного сектора экономики прошедшая неделя была электрической.

Пункт 1: Генеральный директор Tesla (TSLA) Элон Маск опрашивает своих подписчиков в Twitter, стоит ли ему продавать свои акции Tesla. Они отвечают «да». TSLA падает на фоне новостей, а Маск теряет 50 миллиардов долларов. Затем Маск продает 5,2 миллиона акций или 5,8 миллиарда долларов (по состоянию на пятницу). Акции Tesla растут. Маск по-прежнему остается самым богатым человеком в мире.

Пункт 2: Во вторник производитель электромобилей Rivian выходит на биржу. Акции компании взлетают на 29% в ходе крупнейшего IPO с момента дебюта компании, ранее известной как Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), в 2012 году. Рыночная стоимость Rivian (RIVN) составляет 100 миллиардов долларов, что больше, чем у Ford или GM.

Пункт 3: Также во вторник компания Hertz, которая провела IPO на этой неделе, подтвердила, что собирается купить 100 000 автомобилей Teslas, что подчеркивается в рекламной кампании «Поехали!» с участием Тома Брэди.

Неделя может показаться банальной, но в этой части деловой вселенной это вполне обычное дело. Дело также в том, что электромобили, Элон и все электрическое больше не являются чем-то из ряда вон выходящим. Это массивная, быстро растущая и все более важная часть нашего мира. Обложка New Yorker на этой неделе в значительной степени подводит итог — Дон Кихот ищет, как наклонить скопление гигантских ветряных турбин. Не стоит с этим бороться.

Добро пожаловать в новую компанию Economy Electric.

Что я имею в виду? Просто сейчас происходит революция, которая преобразует все предприятия, использующие двигатели, сжигающие ископаемое топливо, и заставляет их перейти на электрическую энергию. Это началось с автомобилей (хотя мы все еще находимся на ранней стадии, по крайней мере, в США). «Продажи EV стремительно растут в последние пару лет, — говорит Рам Чандрасекаран, аналитик по EV в Wood Mackenzie.

«За первые три квартала мы уже превысили все показатели продаж 2020 года. Это был исключительно сильный год. 70% приходятся на Китай и Европу». В Китае и Европе они уже прочно вошли в мейнстрим. В США продажи EV отстают от Китая и Европы примерно на 6% или около того», — сказал он. Это изменится.

И есть все остальное. Например, мотоциклы, лодки, а когда-нибудь и самолеты и все виды транспорта. А еще генераторы, сельскохозяйственные тракторы и так далее. Это огромный сдвиг, и он происходит прямо сейчас.

На данный момент — несмотря на Rivian — речь идет в основном об одном человеке, одной компании и одной акции: Элон Маск и Tesla. О Маске и Tesla было написано так много, что я просто сведу все к следующему: Маск — провидец. А Tesla — новатор. Эти два утверждения неоспоримы и неизменны независимо от того, что делает Маск или что происходит с компанией, автомобилем или акциями в будущем.

Безусловно, рынок более чем подтвердил это. Помимо того, что Tesla в общей сложности продала более 2 миллионов автомобилей, подумайте о том, что Маск, олицетворяющий электрическую революцию, стоит около 294 миллиардов долларов (намного богаче Джеффа Безоса — 200 миллиардов долларов), а в этом году его состояние выросло на 124 миллиарда долларов. И, конечно, видение и стратегия Маска охватывают гораздо больше, чем просто Tesla, которая является элементом электрической экосистемы, которую он строит, включая SolarCity и распределенную энергосистему.

Рыночную капитализацию Tesla в триллион долларов — самой дорогой автомобильной компании на планете — конечно, трудно оправдать. «Я не хочу делать никаких серьезных замечаний по поводу рыночной капитализации Tesla — то, что она выше, чем у следующих семи или восьми автопроизводителей вместе взятых, несколько комично», — говорит Чандрасекаран. Но он добавляет: «Так иногда бывает». (Иронично, что Tesla находится на такой траектории, в то время как GE, компания, уходящая корнями в историю приручения человечеством электричества, сейчас является тенью себя прежней и распадается).

FILE — Главный исполнительный директор Tesla и SpaceX Элон Маск выступает на конференции и выставке SATELLITE в Вашингтоне 9 марта 2020 года. После обещания, данного в Twitter, генеральный директор Tesla продал около 900 000 акций производителя электромобилей, выручив более 1,1 миллиарда долларов, которые пойдут на уплату налоговых обязательств по опционам. Продажи, информация о которых была опубликована в двух нормативных документах в конце среды, 10 ноября 2021 года, покроют налоговые обязательства по опционам, выданным Маску в сентябре. (AP Photo/Susan Walsh, File)

Но Tesla не будет единственной (осмелюсь сказать) электронной компанией «голубой фишки» навсегда. На самом деле одна из самых серьезных салонных игр на Уолл-стрит сейчас заключается в том, чтобы определить, какие другие электронные компании станут доминирующими завтра. Я хочу рассмотреть некоторые из этих компаний, но перед этим немного истории об электричестве.

Слово «электрический» происходит от латинского слова electricus («из янтаря» или «подобный янтарю», также elektron, греческое слово «янтарь»), потому что мы, люди, впервые узнали об электричестве благодаря тому, что при трении янтаря он становится магнитным.

Да, Бен Франклин был одним из первопроходцев. Какая-то версия истории о воздушном змее и ключе может быть правдой. Но нет, Франклин не «изобрел» электричество (так же, как Колумб «открыл» новый мир). Франклин помог использовать его и, возможно, придумал фразу «электрическая батарея».

Среди других гигантов в истории электричества можно назвать Томаса Эдисона (который, помимо всего прочего, был соучредителем вышеупомянутой компании General Electric). О его соперничестве с Джорджем Вестингаузом (переменный ток против постоянного) снят отличный фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем в роли Эдисона (я знаю, правда?) Также, конечно, есть удивительный Никола Тесла, тезка двух производителей электромобилей, о которых я писал здесь.

Есть еще британский физик Майкл Фарадей, которого в 1850 году Уильям Гладстон, бывший в то время канцлером казначейства, спросил, какова практическая ценность электричества. «Однажды, сэр, вы сможете обложить его налогом», — ответил Фарадей.

Несколько слов о промышленных революциях. Первая, с 1760 по 1820 год, вообще не была связана с электричеством и фактически была вызвана локальными паровыми двигателями, ткацкими станками, хлопкопрядильными машинами и другими простыми машинами. Вторая промышленная революция, с 1870 по 1914 год, началась с электрификации, которая привела к созданию гигантских сталелитейных, химических предприятий и десятков других отраслей промышленности.

Конечно, электричество использовалось для автомобилей с самого начала, а также для рельсов и автобусов, но мощная нефтяная и газовая промышленность продвигала двигатели внутреннего сгорания в ущерб электромобилям с начала 20-го века и до наших дней. («Кто убил электромобиль» — лишь недавний пример многих подобных историй).

Но теперь все меняется. Почему? Осведомленность о глобальном потеплении, например. Эрика Майерс, старший аналитик по электромобилям в Институте мировых ресурсов, считает, что электрификация экономики — это «наш лучший шанс» решить проблему изменения климата. «Я бы не сказала, что электромобили — это серебряная пуля», — добавляет она. «Необходимо разработать множество стратегий для транспорта. На транспорт приходится 25% глобальных выбросов углекислого газа, а ископаемое топливо до сих пор обеспечивало 95% транспортных средств».

«Биотоплива недостаточно — вы не сможете сделать достаточно секвестрации, чтобы достичь этого», — говорит Сол Гриффит, соучредитель и главный ученый Rewiring America, а также автор книги «Электрификация: An Optimist’s Playbook for Our Clean Energy Future». «80% или 90% нашей энергетической системы должно быть электрическим. Люди говорят о водороде, но водород начинается с экологически чистого электричества».

Помните также, что технологии снижают стоимость электрического транспорта.

Основатель и генеральный директор компании Rivian Эр Джей Скэринг (слева) представляет первый в истории электрический приключенческий автомобиль перед официальным показом на автосалоне в обсерватории Гриффита в понедельник, 26 ноября 2018 года, в Лос-Анджелесе. (Carlos Delgado/AP Images for Rivian)

Теперь вернемся к новым электрическим компаниям. Во-первых, поскольку первой волной этой третьей революции стали автомобили, эту категорию обычно называют EVs (электромобили). Но когда вы просматриваете, скажем, список лучших акций EV (например, этот и этот), они неизменно включают производителей аккумуляторов и других поставщиков.

Существует несколько EV ETF, например, этот и этот, который фокусируется на китайских инвестициях, но большинство из них все еще малы и не являются действительно чистыми инвестициями, т.е. они держат, скажем, диверсифицированные чипмейкеры, которые производят чипы для EV, но также имеют и другие крупные направления бизнеса.

Вот несколько категорий:

«Даже Bloomberg New Energy Finance, которую я вряд ли назвал бы радикальной, считает, что в 2025-2026 годах электромобиль будет стоить в салоне дешевле, чем двигатель внутреннего сгорания», — говорит Сол Гриффит. «Когда электромобили станут более экономичными в 2025 году — а это уже произошло в Китае, Норвегии — тогда игра будет окончена».

Есть производители EV, которые продают их прямо сейчас, Tesla, а также Lucid и Rivian. (BTW, основной конкурент Маска компания Amazon Джеффа Безоса является крупным инвестором в Rivian). В Китае есть NIO (очень популярный тикер здесь, на Yahoo Finance), BYD (в которую инвестировал Чарли Мангер), Xpeng и Li. Есть и те, которые, скажем так, находятся на более длительном временном горизонте, такие как Fisker (FSR), Canoo (GOEV), Faraday Future (FFIE), Lordstown (RIDE) и Xos (XOS).

Очевидно, что о Rivian заговорили в городе, что, как отмечает мой коллега Рик Ньюман, немного странно: «Стартап по производству электромобилей Rivian [с его гигантским рыночным капиталом] никогда не продавал автомобилей до этого года. GM продает около 7 миллионов автомобилей в год; Ford — 4 миллиона».

Это правда, Рик. Но иногда мистеру Маркету нравится бизарро.

Еще один интересный момент о Ривиане. DataTrek предполагает, что: «Rivian — это первый законный конкурент Tesla с точки зрения интереса институциональных инвесторов. Это может оттянуть капитал из TSLA, а значит и из S&P 500».

Конечно, Элон не мог удержаться от того, чтобы не написать твит в адрес Rivian:

Некоторые говорят, что сейчас самое время продавать Tesla, как в статье «Владеете акциями Tesla? Будьте как Элон Маск и продавайте» в Wall Street Journal на этой неделе. Кто знает, может быть, на этот раз скептики окажутся правы. Кэти Вуд из Ark Invests все еще верит, утверждая, что недавнее падение акций Tesla — «это всего лишь всплеск» на пути к достижению целевой цены в $3 000.

То, что заставляет людей любить мотоциклы: шум, вибрация, запах — это именно то, чего лишены электрические мотоциклы. И, конечно, любой уважающий себя мотоциклист на «Харлее» отнесется ко всему этому с насмешкой. (Мой коллега Прас Субраманиан, который освещает тему электромобилей и всего электрического, подробно рассказывает обо всем в этом учебнике по электронным мотоциклам). Несмотря на все это, а может быть, и благодаря этому, я думаю, что электронные мотоциклы будут пользоваться успехом. Здесь есть новички, такие как Zero Motorcycles и NIU (электронные скутеры), а также Volcon (VLCN), производитель электрических мотоциклов и квадроциклов, базирующийся недалеко от Остина, «района, который готов стать мировой столицей электромобилей».

«При использовании наших текущих продуктов мы обнаружили, что 50% людей, заказывающих товары непосредственно у нас, раньше не ездили на мотоцикле», — говорит генеральный директор Джордан Дэвис. «Наш мотоцикл не требует сцепления, не требует переключения передач. Вам не нужно быть склонным к механике — нет ни свечей зажигания, ни замены масла». Обслуживание велосипеда очень, очень низкое».

Разве вы не хотели бы стать мухой на стене в Harley-Davidson, у которого есть электрический мотоцикл под названием LiveWire, когда они обсуждают все это?

Здесь я быстро выхожу из себя, поэтому буду краток. Эта статья — отличная отправная точка. Итог: Большая часть ноу-хау и производства находится в Китае, что влечет за собой глобальную политику, о которой говорится в этом эссе, опубликованном в New York Times Стивом Левайном, редактором The Electric, издания, посвященного батареям и электромобилям. Его последней книгой является «The Powerhouse: Америка, Китай и великая война аккумуляторов». (Я говорю вам, что здесь так много всего).

В отличие от других категорий, представленных здесь, SPAC являются инвестиционным инструментом, с помощью которого многие электронные компании решают выйти на биржу. Кристи Марвин, генеральный директор и основатель SPACInsider.com, и ее команда собрали некоторые цифры. Проще говоря, электронные компании очень заинтересованы в SPAC. С начала 2020 года, когда начался бум SPAC, было объявлено или завершено 23 SPAC для EV, включая SPAC для Lordstown, Fisker, Lucid и Nikola, с общей стоимостью предприятия на сегодняшний день 67 миллиардов долларов, что является второй по величине категорией SPAC после технологической.

Вольта, полностью электрический вертолет взлетает с парижского вертодрома в Исси-ле-Мулино, Франция, 19 октября 2016 года. REUTERS/Regis Duvignau

Здесь еще больше спекуляций. «Сейчас батареи просто слишком тяжелы для успешного использования в коммерческих полетах», — говорит Эрика Майерс. (Кроме того, возникает вопрос, будет ли кто-нибудь летать на электрическом самолете, не говоря уже о вертолете). Тем не менее, это тоже может произойти. В настоящее время реализуется множество коммерческих проектов, в том числе Airbus, Cessna и EasyJet, а также такие стартапы, как Wright Electric («Все короткие полеты могут быть с нулевым уровнем выбросов, начиная с 2026 года»). Посмотрите на Pipistrel Velis Electro, самолет года. Что касается вертолетов, то еще в 1917 году, очевидно, был создан привязной самолет с электрическим приводом. (Сикорский работает над «Светлячком» уже десять лет. Здесь также существует множество проектов, включающих гибриды и беспилотные модели. (По мне, так это лучше!)

Хотите электрический трактор? Посмотрите здесь. И здесь. Электрический фургон? Сюда и сюда. Электрическая лодка? У нас их целая флотилия. Электрические генераторы? На Amazon есть все виды. И я мог бы продолжить здесь и далее, в любой бизнес, связанный с газовыми, дизельными и т.д. двигателями.

И это включает GM и Ford, верно? Смешно относить этих двух унаследованных гигантов к категории «другие», но да, они тоже могут стать крупными EV-компаниями… скоро. На самом деле, им лучше стать ими. Признаки налицо. Акции Ford выросли в четыре раза (до $19) с момента своего минимума COVID-19 в марте 2020 года, что в значительной степени основано на оптимизме в отношении достижения этой трансформации. (GM за тот же период времени утроился до $60.) Для Ford разработка электрического F-150 имеет решающее значение. «Взять что-то настолько центральное для всего имиджа бренда Ford, сделать электрическую версию и установить на нее чрезвычайно конкурентоспособную цену — я считаю, что это большое достижение, которое окажет огромное влияние в ближайшие годы», — говорит Рам Чандрасекаран.

А затем и другие. Ferrari переходит на электромобили по цене 320 тысяч долларов за штуку. (Что за Ferrari без VROOM, интересно…) Так же как и вышеупомянутая Hertz. Генеральный директор Hertz и бывший генеральный директор Ford Марк Филдс сказал Брайану Соцци из Yahoo Finance: «Мы очень рады сотрудничеству с Tesla. Все это связано с нашей стратегией — лидировать в распространении электромобилей».

Все участвуют в акте, потому что, ну, вы хотите участвовать в акте, но также и потому, что вы делаете это или умираете.

Звучит как инвестиционная удача? Не совсем. Я уверен, что и венчурные компании, и обычные люди могут получить огромные состояния (например, покупка TSLA два года назад по цене 70 долларов — сейчас она стоит 1045 долларов), но, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, предостерегайтесь. Существуют все виды риска. Например, автомобили на водородном топливе могут совершить квантовый скачок и выиграть у EV.

Я также вспоминаю слова Уоррена Баффета, сказанные им в 1999 году: «Есть большая разница между зарабатыванием денег и обнаружением замечательной отрасли». Вот как Баффетт изложил это:

«Знаете, в первой половине этого века в Соединенных Штатах — да и во всем мире, наверное, — двумя самыми важными отраслями промышленности были автомобилестроение и самолетостроение. Здесь у вас есть эти два открытия, оба в первом десятилетии — по сути, в первом десятилетии — века. И если бы вы предвидели в 1905 году или около того, что автомобиль сделает с миром, не говоря уже об этой стране, или что сделает самолет, вы могли бы подумать, что это отличный способ разбогатеть. Но очень, очень мало людей разбогатели, оседлав эту автомобильную промышленность. И, вероятно, еще меньше людей разбогатели, участвуя в авиационной промышленности в то время. Я имею в виду, что миллионы людей летают каждый день. Но число людей, которые заработали деньги на их перевозке, очень ограничено. И капитал был потерян в этом бизнесе, банкротства. Это был ужасный бизнес. Это была чудесная индустрия. Так что не стоит обязательно приравнивать перспективы роста отрасли к перспективам роста вашей собственной чистой стоимости за счет участия в ней».

Это означает, что в некоторых случаях может быть здорово быть клиентом, т.е. владеть EV, но может быть не так здорово быть акционером EV. Иными словами: Жизнь в электрической экономике может быть более выгодной и приятной, чем инвестиции в нее.

В Википедии есть «Список несуществующих автомобильных производителей Соединенных Штатов», содержащий около 1500 записей. В то время как некоторые производители EV добьются огромного успеха, этот список, несомненно, пополнится и другими.

Эта статья была опубликована в субботнем выпуске Morning Brief от 13 ноября 2021 года. Получайте «Утренний обзор» прямо на свой почтовый ящик с понедельника по пятницу до 6:30 утра по восточному времени. Подписаться