Как рассчитать товарооборот?

Коэффициент оборачиваемости запасов является важным показателем эффективности и позволяет сравнивать количество продукта, который есть в наличии у компании, называемого запасами, с количеством, которое она продает. Другими словами, оборачиваемость запасов измеряет, сколько раз товар был продан за период.

Ключевые выводы

  • Оборачиваемость запасов — это коэффициент, который показывает, сколько раз товар был продан за определенный период времени.
  • Разделив стоимость проданных товаров (COGS) на средний запас за определенный период, вы получите коэффициент оборачиваемости запасов.
  • Это соотношение помогает компании понять, являются ли запасы слишком высокими или низкими, и что это говорит о продажах по сравнению с приобретенными запасами.

Расчет оборачиваемости запасов

Коэффициент оборачиваемости запасов  можно рассчитать путем деления стоимости проданных товаров на средний запас за определенный период. 

Причина, по которой используется средний запас, заключается в том, что большинство предприятий испытывают колебания продаж в течение года, поэтому использование текущих запасов в расчетах может привести к искаженным результатам. Например, товарные запасы таких розничных продавцов, как Macys Inc. (M),  могут расти в течение месяцев, предшествующих праздникам, и падать в месяцы после праздников. 

Средний запас  обычно используется для расчета оборачиваемости запасов с учетом сезонных колебаний продаж. Средний запас рассчитывается путем добавления запасов в начале периода к запасам в конце периода и деления на два. 

Краткий обзор

Средние запасы используются в соотношении, чтобы учесть обычные сезонные приливы и отливы продаж.

Формула коэффициента оборачиваемости запасов

Оборачиваемость запасов = Стоимость проданных товаров / ((Начальная инвентаризация + Конечная инвентаризация) / 2)

Расчет оборачиваемости запасов также можно выполнить путем деления общих продаж на запасы. Однако, поскольку продажи обычно учитываются по рыночной стоимости, а запасы — по себестоимости, такое сравнение может дать ложно завышенные результаты.

Большинство компаний используют в качестве числителя стоимость проданных товаров (COGS), а не общую сумму продаж, поскольку COGS отражает общую стоимость производства товаров для продажи и исключает розничную наценку.

Интерпретация оборачиваемости запасов 

Компании используют коэффициент оборачиваемости запасов, чтобы принимать решения о производстве, продажах и маркетинге.

Этот коэффициент позволяет руководству получить представление о показателях закупок и продаж товарно-материальных запасов. Если, например, запасы высоки, это может указывать на то, что продажи компании невысокие, или было закуплено слишком много запасов. В ответ либо продажи должны увеличиться, либо избыточные запасы могут стоить компании платы за хранение. 

Важно, чтобы продажи и покупка товаров соответствовали друг другу. Если они не синхронизированы, это в конечном итоге отразится на коэффициенте оборачиваемости запасов.

Пример оборачиваемости запасов 

В бухгалтерских книгах компании есть следующие цифры:

  • Себестоимость проданных товаров на общую сумму 150 000 долларов США.
  • Начальные запасы 75 000 долларов США.
  • Конечные запасы в размере 12 000 долларов США, отражающие влияние сезонных распродаж.

Скорость оборачиваемости запасов за этот период рассчитывается по:

  • 150 000 долл. США / ((75 000 долл. США + 12 000 долл. США) / 2)
  • Коэффициент оборачиваемости запасов = 3,45

Это указывает на то, что компания продала весь свой средний товарный запас более трех раз за указанный период.

Почему имеет значение оборачиваемость запасов

Оптимальный коэффициент оборачиваемости запасов зависит от бизнеса и отрасли, о которой идет речь, поэтому коэффициент текущих запасов компании всегда следует сравнивать с ее прошлыми показателями, а также с показателями других компаний в этой отрасли.

Низкое соотношение может указывать либо на плохие продажи, либо на избыточные запасы. Плохие продажи могут быть результатом неэффективной рекламы, низкого качества, завышенной цены или устаревания продукта. Избыточные запасы также могут быть дорогостоящими, поскольку запасы, хранящиеся на складе, обходятся бизнесу в деньгах, но не приносят дохода.

Хотя высокий коэффициент оборачиваемости запасов предпочтительнее низкого коэффициента, это не всегда показатель эффективности бизнес-модели. Высокое соотношение может отражать высокие продажи. Однако высокий коэффициент также может быть из-за низкого уровня запасов, и если заказы не могут быть выполнены вовремя, чтобы соответствовать продажам, компания может потерять клиентов.

Оборачиваемость запасов отражает ликвидность компании. Например, если товарно-материальные запасы не могут быть изменены быстро, компания может столкнуться с проблемами движения денежных средств. Однако компания с более высокой и эффективной текучестью кадров сможет очень быстро зарабатывать деньги. 

Банки и кредиторы обычно используют товарные запасы в качестве обеспечения ссуд. В результате для компании важно продемонстрировать, что у нее есть продажи, соответствующие закупкам инвентаря, и что процесс управляется должным образом. 

Коэффициенты оборачиваемости запасов различаются в зависимости от отрасли. Например, автомобильные компании могут иметь более низкий коэффициент, чем производители одежды.

Вся информация, необходимая для расчета оборачиваемости товарных запасов предприятия, доступна в его финансовой отчетности. Себестоимость можно найти в отчете о прибылях и убытках, а в балансе можно найти как начальные, так и конечные запасы.