Как финансовый кризис 2008 года повлиял на банковский сектор

В краткосрочной перспективе финансовый кризис 2008 года затронул банковский сектор, заставив банки терять деньги из-за дефолтов по ипотечным кредитам, замораживания межбанковского кредитования и прекращения кредитования потребителей и предприятий. В более долгосрочной перспективе финансовый кризис повлиял на банковское дело, вызвав новые регулирующие меры на международном уровне через Базель III и в Соединенных Штатах через Закон Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите прав потребителей.

Ключевые выводы

  • Меры, принятые после финансового кризиса, были направлены как на защиту банков, так и их участников.
  • Некоторые из основных последствий для банков были сосредоточены на управлении долгом, резервах и наличных денежных средствах.
  • Закон Додда-Франка, принятый в 2010 году, гарантирует, что банки поддерживаются на высоком уровне ликвидности и доступных активов для снижения риска.
  • Некоторые финансовые эксперты считают этот закон слишком строгим и с тех пор пытались его отменить.

До кризиса

До того, как в 2008 году разразился финансовый кризис, принятые в США правила вынудили банковский сектор разрешить большему количеству потребителей покупать дома. Начиная с 2004 года Freddie Mac приобрели огромное количество ипотечных активов, включая рискованные ипотечные кредиты Alt-A. Они взимали большие сборы и получали высокую маржу по этим субстандартным ипотечным кредитам, также используя ипотечные кредиты в качестве залога для получения частных ипотечных ценных бумаг.

Многие иностранные банки покупали обеспеченные долговые обязательства США, поскольку субстандартные ипотечные кредиты были объединены в обеспеченные долговые обязательства и проданы финансовым учреждениям по всему миру.

Когда все большее число американских потребителей не выполняли свои ипотечные ссуды, банки США теряли деньги по ссудам, как и банки в других странах. Банки перестали кредитовать друг друга, и потребителям и предприятиям стало труднее получить кредиты.

После мирового финансового кризиса 2008 года

Когда США впали в рецессию, спрос на импортные товары резко упал, что привело к глобальной рецессии. Уверенность в экономике резко упала, как и цены акций на мировых фондовых биржах.

В надежде предотвратить новый финансовый кризис в декабре 2009 года международный Базельский комитет представил ряд предложений по новым стандартам капитала и ликвидности для глобального банковского сектора. Реформы, известные как Базель III, были одобрены Группой двадцати в ноябре 2010 года, но комитет предоставил странам-членам возможность внедрять стандарты в своих странах.

Закон Додда-Франка

В США Закон Додда-Франка, принятый в 2010 году, требует от банковских холдинговых компаний с активами более 50 миллионов долларов соблюдать строгие стандарты капитала и ликвидности, а также устанавливает новые ограничения на поощрительную компенсацию.

Закон также создал Совет по надзору за финансовой стабильностью, в который вошли Федеральный резервный банк и другие агентства с целью координации регулирования более крупных, «системно значимых» банков. Совет может разбивать крупные банки, которые могут представлять опасность из-за их размера. Новый фонд упорядоченной ликвидации был создан для оказания финансовой помощи в ликвидации крупных финансовых учреждений, попавших в беду.

Некоторые критики, однако, утверждают, что закон, принятый Конгрессом США в 2010 году, представляет собой сильно ослабленную версию законопроекта, первоначально задуманного президентом Бараком Обамой, который в процессе разработки был смягчен за счет законодательных и лоббистских маневров.

Между тем, окончательные последствия финансового кризиса продолжают развиваться. Например, Закон также содержит более 90 положений, требующих нормотворчества Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), наряду с десятками других положений, в которых SEC наделена дискреционными полномочиями по выработке правил. По состоянию на февраль 2019 года SEC приняла окончательные правила для 67 обязательных нормотворческих положений Закона Додда-Франка.

Были приняты правила, призванные повысить прозрачность рынков своп-фондов и хедж-фондов, чтобы дать инвесторам возможность высказаться по поводу компенсации руководству, например, о создании программы информирования о нарушениях законодательства о ценных бумагах.

Советник Insight

Ари Корвинг, CFP® Korving & Company LLC, Саффолк, Вирджиния

Финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, нанес серьезный ущерб банковскому сектору. Некоторые банки разорились, другим пришлось выручить правительства, а третьи были вынуждены слиться с более сильными партнерами. Простые акции банков были раздавлены, их привилегированные акции также были раздавлены, дивиденды были сокращены, а многие инвесторы потеряли часть или все свои деньги.

Причины этого были более сложными, чем принято считать. Ответ прост: это произошло из-за того, что лопнул пузырь на рынке жилья, но это лишь поверхность проблемы. Частично проблема заключалась в проблеме ликвидности из-за требований к бухгалтерскому учету «по рыночной цене», требуемого государством, а частично — в количестве плохих ипотечных кредитов, которые банки держали в своих книгах. Урок для акционеров — диверсификация. К сожалению, многие люди вложили большую часть своих инвестиций в акции банков, потому что выплачивали такие высокие дивиденды.