Введение в спрос и предложение

Спрос и предложение составляют самые фундаментальные концепции экономики. Независимо от того, являетесь ли вы ученым, фермером, производителем фармацевтической продукции или просто потребителем, основная предпосылка равновесия спроса и предложения интегрирована в ваши повседневные действия. Только после понимания основ этих моделей можно освоить более сложные аспекты экономики.

Объяснение спроса

Хотя большинство объяснений, как правило, в первую очередь сосредоточено на объяснении концепции предложения, понимание спроса для многих является более интуитивным и, таким образом, помогает при последующих описаниях.

На рисунке выше показана самая основная взаимосвязь между ценой на товар и спросом на него с точки зрения потребителя. На самом деле это одно из самых важных различий между кривой предложения и кривой спроса. В то время как графики предложения строятся с точки зрения производителя, спрос изображается с точки зрения потребителя.

По мере роста цены на товар спрос на товар, за исключением нескольких неясных ситуаций, будет снижаться. Для целей нашего обсуждения предположим, что рассматриваемый продукт — это телевизор. Если телевизоры будут продаваться по низкой цене в 5 долларов за штуку, то большое количество потребителей будет покупать их с высокой частотой. Большинство людей даже купили бы больше телевизоров, чем им нужно, поставив по одному в каждой комнате и, возможно, даже несколько в хранилище.

По сути, поскольку каждый может позволить себе телевизор, спрос на эти продукты останется высоким. С другой стороны, если цена телевизора составит 50 000 долларов, этот гаджет станет редким потребительским товаром, поскольку только богатые смогут позволить себе покупку. Хотя большинство людей по-прежнему хотели бы покупать телевизоры, по такой цене спрос на них будет крайне низким.

Конечно, приведенные выше примеры имеют место в вакууме. Чистый пример модели спроса предполагает несколько условий. Во-первых, не существует дифференциации продуктов — есть только один тип продукта, который продается каждому потребителю по единой цене. Во-вторых, в этом закрытом сценарии рассматриваемый предмет является базовой потребностью, а не такой важной человеческой потребностью, как еда (хотя наличие телевизора обеспечивает определенный уровень полезности, это не является абсолютным требованием). В-третьих, товар не имеет заменителя, и потребители ожидают, что цены останутся стабильными в будущем. 

Объяснение предложения

Кривая питания функционирует аналогичным образом, но он считает, что отношения между ценой и имеющимся предложением пункта с точки зрения производителя, а не потребителя.

Когда цены на продукт растут, производители готовы производить больше продукта, чтобы получить большую прибыль. Точно так же падающие цены снижают производство, поскольку производители могут быть не в состоянии покрыть свои производственные затраты при продаже конечного товара. Возвращаясь к примеру с телевизором, если исходные затраты на производство телевизора установлены на уровне 50 долларов плюс переменные затраты на рабочую силу, производство будет крайне убыточным, когда цена продажи телевизора упадет ниже отметки в 50 долларов.

С другой стороны, когда цены выше, производителей поощряют к повышению уровня своей деятельности, чтобы получить больше выгод. Например, если цены на телевидение составляют 1000 долларов, производители могут сосредоточиться на производстве телевизоров в дополнение к другим возможным предприятиям. Сохранение всех переменных одинаковыми, но увеличение продажной цены телевизора до 50 000 долларов принесет пользу производителям и даст стимул для производства большего количества телевизоров. Стремление к достижению максимальной прибыли вынуждает кривую предложения иметь восходящий наклон. (См.: Понимание экономики предложения.)

В основе теории лежит предположение о том, что производитель берет на себя роль лица, принимающего цены. Вместо того, чтобы диктовать цены на продукт, этот вклад определяется рынком, и поставщики сталкиваются только с решением о том, сколько фактически произвести с учетом рыночной цены. Подобно кривой спроса, оптимальные сценарии не всегда выполняются, например, на монополистических рынках.

Поиск равновесия

Потребители обычно стремятся к наименьшим затратам, в то время как производителей поощряют увеличивать объемы производства только при более высоких затратах. Естественно, что идеальной ценой, которую потребитель заплатил бы за товар, была бы «ноль долларов». Однако такое явление невозможно, поскольку производители не смогут оставаться в бизнесе. Производители логично стремятся продавать свою продукцию по максимально возможной цене. Однако, когда цены станут неразумными, потребители изменят свои предпочтения и откажутся от продукта. Должен быть достигнут надлежащий баланс, при котором обе стороны могут участвовать в текущих деловых операциях на благо потребителей и производителей. (Теоретически оптимальная цена, которая приводит к достижению производителями и потребителями максимального уровня комбинированной полезности, достигается при цене, в которой пересекаются линии спроса и предложения. Отклонения от этой точки приводят к общим потерям для экономики, обычно называемым безвозвратными потерями..

Закон или теория?

Закон спроса и предложения на самом деле является экономической теорией, популяризированной Адамом Смитом  в 1776 году. Было доказано, что принципы спроса и предложения очень эффективны в прогнозировании поведения рынка.Однако существует множество других факторов, которые влияют на рынки как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне.Спрос и предложение вомногом определяют поведение рынка, но не определяют его напрямую.

Другой способ взглянуть на законы спроса и предложения — рассмотреть их в качестве ориентира.Хотя это всего лишь два фактора, влияющие на рыночные условия, они являются очень важными факторами.Смит называл их  невидимой рукой  , руководящей свободным рынком.Однако, если экономическая среда не является свободным рынком, спрос и предложение не имеют такого влияния.В социалистических экономических системах правительство обычно устанавливает цены на товары, независимо от условий спроса или предложения.

Это создает проблемы, потому что правительство не всегда может контролировать спрос или предложение.Это очевидно при изучении нехватки продовольствия в Венесуэле ивысоких темпов инфляции с 2010 года.2  Страна попыталась перенять поставки продуктов питания у частных поставщиков и установить контроль над ценами, но в результате пострадала от дефицита продовольствия и обвинений в коррупции. Спрос и предложение по-прежнему сильно влияли на ситуацию в Венесуэле, но не единственное влияние.

Принципы спроса и предложения неоднократно демонстрировались на протяжении столетий в различных рыночных условиях. Однако нынешняя экономика более глобальна, чем когда-либо, и трудно предсказать макроэкономические факторы. Спрос и предложение — эффективные индикаторы, но не конкретные предсказатели.

Суть

Теория спроса и предложения относится не только к физическим товарам, таким как телевизоры и куртки, но также к заработной плате и перемещению рабочей силы. Более продвинутые теории микро- и макроэкономики часто корректируют предположения и внешний вид кривой спроса и предложения, чтобы должным образом проиллюстрировать такие концепции, как экономический профицит, денежно-кредитная политика, внешние эффекты, совокупное предложение, фискальное стимулирование, эластичность и дефицит. Прежде чем изучать эти более сложные вопросы, необходимо правильно понять основы спроса и предложения.