Китайский раунд-ап: Пекин разрушает цифровые «сады»

Здравствуйте и добро пожаловать на TechCrunch China roundup — дайджест последних событий, формирующих китайский технологический ландшафт, и их значение для людей в остальном мире.

На этой неделе Китай всерьез задумался о разрушении «садов», которые десятилетиями создавали его интернет-гиганты. Было объявлено о двух крупных раундах финансирования: недавно созданного единорога автономного вождения Deeproute.ai и быстрорастущего поставщика трансграничных финансовых услуг XTransfer.

Китайский интернет печально известен своей замкнутостью, с горсткой «суперприложений», каждое из которых занимает уютную, защищенную территорию, которая пытается запереть пользователей и не пускать конкурентов. Например, в мессенджере WeChat компании Tencent ссылки на торговую площадку Taobao компании Alibaba и сервис короткого видео ByteDance Douyin не могут быть просмотрены или даже перенаправлены. В отличие от WhatsApp, Telegram или Signal, которые предлагают дружественный предварительный просмотр URL-адресов в чатах.

Платформы электронной коммерции борются с конкуренцией разными способами. Taobao использует Alipay, дочернюю компанию Alibaba, как вариант оплаты по умолчанию, исключая своего основного конкурента WeChat Pay. Конкурирующая с Alibaba компания JD.com, поддерживаемая Tencent, поощряет своих пользователей платить через собственную платежную систему или WeChat Pay.

Но изменения уже происходят. «Обеспечение нормального доступа к легальным URL-адресам является основным требованием для развития Интернета», — заявил на пресс-конференции на этой неделе высокопоставленный чиновник из Министерства промышленности и информационных технологий Китая. Он добавил, что необоснованная блокировка веб-ссылок «влияет на опыт пользователей, подрывает их права и нарушает рыночные порядки».

Фильтрация сторонних ссылок имеет определенные преимущества, когда речь идет о предотвращении распространения порнографии, дезинформации и агрессивного контента. Распространители контента в Китае также строго соблюдают правила цензуры, замалчивая политически чувствительные дискуссии. Эти принципы останутся в силе, а новый приказ MIIT действительно направлен на пресечение антиконкурентной практики и ослабление власти раздутых интернет-гигантов.

Призыв покончить с «цифровыми садами» является частью начатой в июле кампании MIIT по восстановлению «порядка» в китайском интернете. Хотя репрессии в отношении интернет-компаний — обычное дело, ряд новых мер, объявленных в последние месяцы — от новых правил безопасности данных до усиленных ограничений на игры — свидетельствует о решении Пекина ограничить влияние китайских интернет-компаний всех видов.

Крайний срок для онлайн-платформ для разблокирования URL-адресов — 17 сентября, заявил ранее MIIT. Практически все крупные интернет-компании быстро выступили с заявлениями о том, что они будут неукоснительно выполнять требования MIIT и способствовать здоровому развитию китайского интернета.

Пользователи Интернета только выиграют от разрушения «садов». Они смогут беспрепятственно просматривать сторонний контент на WeChat, не переключаясь между приложениями. Они смогут делиться ссылками на товары с Taobao прямо в мессенджере, вместо того чтобы заставлять своих друзей копировать и вставлять строку загадочных кодов, которые Taobao автоматически генерирует для обмена в WeChat.

На этой неделе компания Deeproute.ai, специализирующаяся на автономном вождении, сообщила о закрытии раунда серии B на сумму 300 миллионов долларов от инвесторов, включая Alibaba, Jeneration Capital и китайского автопроизводителя Geely. Стоимость этого раунда не разглашается.

Мы видели много рекламы Pony.ai, WeRide, Momenta и AutoX, но не так много Deeproute.ai. Отчасти это объясняется тем, что компания относительно молодая, основанная только в 2019 году Чжоу Гуаном после того, как он был «уволен» своими соучредителями из некогда перспективной Roadstar.ai на фоне междоусобиц в компании.

Инвесторы Roadstar.ai посчитали увольнение Чжоу пагубным для стартапа, который до этого момента собрал не менее 140 миллионов долларов, и впоследствии пытались ликвидировать компанию. Похоже, что Чжоу, ранее занимавший должность главного ученого в Roadstar, все еще пользуется доверием некоторых инвесторов, которые поддержат его возрожденное предприятие по автономному вождению.

Как и Pony.ai и WeRide, Deeproute пытается управлять собственным парком роботов-такси. Хотя эта бизнес-модель дает ей контроль над массивами данных о вождении, она требует больших затрат на исследования и денег. Поэтому все крупные китайские стартапы в области роботакси рассматривают возможность более быстрого коммерческого внедрения, например, самодвижущихся автобусов и грузовиков, чтобы облегчить свое финансовое положение.

Другая крупная новость о финансировании на этой неделе поступила от шанхайской компании XTransfer, которая помогает малым и средним китайским экспортерам получать платежи из-за рубежа. Раунд серии С, возглавляемый D1 Partners, привлек $138 миллионов и поднял оценку Xtransfer до более чем $1 миллиарда. Полученные средства пойдут на разработку продукта, наем персонала и глобальное расширение.

Основанная бывшими руководителями Ant Group, компания XTransfer пытается решить проблему, с которой сталкиваются малые и средние экспортеры: открытие и ведение банковских счетов в разных странах может быть сложным и дорогостоящим. Таким образом, XTransfer работает как платежный шлюз между клиентом МСП, стороной, которая ему платит, и их соответствующими банками.

По состоянию на июль число клиентов XTransfer превысило 150 000, большинство из которых находятся в материковом Китае. Компания, насчитывающая более 1 000 сотрудников, также расширяет свою деятельность в Юго-Восточной Азии.

В то время как в Китае процветает экспорт между предприятиями, все больше и больше товаров китайских брендов напрямую продается потребителям по всему миру. Некоторые из наиболее успешных примеров, такие как Shein и Anker, используют другой набор платежных процессоров для своих прямых продаж потребителям, которые, как правило, имеют больший объем, но меньшую среднюю стоимость.