Почему Лаэль Брейнард лучше всего подходит для руководства ФРС

Автор — бывший председатель FDIC и бывший помощник секретаря Казначейства США по финансовым институтам.

Возрастает напряженность по поводу того, кто станет следующим председателем Федеральной резервной системы. Вашингтонские умники делают ставку на повторное назначение Джея Пауэлла. Но это очень близкая гонка. Лаэль Брейнард, уважаемый глава ФРС, которая работала на стороне Пауэлла последние семь лет, занимает второе место.

Финансовые СМИ в основном поддерживают Пауэлла во имя преемственности, в то время как другие, как и я, огорчены тем, что Пауэлл занимался вопросами регулирования, и поддерживают Брейнард. Она проницательна, умна и одна из немногих, кто понимает все сложности финансового регулирования и очаги системной уязвимости, которые могут оказаться проблематичными, если ФРС придется повышать ставки для борьбы с инфляцией.

Любой может повысить процентные ставки. Самое сложное — знать, когда это сделать и как это сделать, не вызвав финансовых потрясений. Для решения этой задачи Брейнард обладает гораздо более высокой квалификацией.

Брейнард — экономист, получивший докторскую степень в Гарварде, в отличие от Пауэлла, который является юристом с финансовым образованием. Поэтому Брейнард лучше подготовлен для анализа и интерпретации основных инфляционных тенденций. Некоторые опасаются, что она будет слишком мягкой в отношении инфляции. Им стоит ознакомиться с ее комментариями в сентябре 2018 года, когда рынки труда ужесточались. Она не только поддержала постепенное повышение ставок, но и предположила, что может потребоваться более агрессивное повышение ставок. Она рассудила, что «стабильные инфляционные ожидания — это одно из ключевых достижений центральных банков за последние несколько десятилетий, и мы будем энергично его защищать». Ее бдительность в отношении инфляции неудивительна. В свое время она курировала международные отношения в Министерстве финансов США и не понаслышке знала о том, какое влияние оказывает бешеная инфляция на экономику развивающихся стран.

Брейнард видела, как разрушается наша экономика, когда денежная политика сочетается с регулятивной небрежностью, как это было в годы, предшествовавшие Великому финансовому кризису 2008 и 2009 годов. В то время как Пауэлл работал в сфере прямых инвестиций, Брейнард работала в Казначействе, занимаясь ликвидацией последствий кризиса. Это объясняет ее решимость сохранить реформы, проведенные после финансового кризиса, она неоднократно выступала против мер дерегулирования, принятых при Пауэлле, которые ослабили требования к капиталу и запреты на рискованную торговлю собственными средствами в соответствии с правилом Волкера.

Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл позирует для фотографий с главой ФРС Лаэль Брейнард (Л) в Федеральном резервном банке Чикаго в Чикаго, Иллинойс, США, 4 июня 2019 года. REUTERS/Ann Saphir

Она также видела опасность для реальной экономики, когда процентные ставки растут, а финансовая система нестабильна. Повышение ставок, предшествовавшее Великому финансовому кризису, лопнул пузырь на рынке жилья и привело к массовым дефолтам по ипотечным кредитам «платежного шока», недоступным для заемщиков, не имевших возможности их рефинансировать. Финансовая система с высокой долей заемных средств оказалась не в состоянии поглотить последующие убытки. Синтетические деривативы, которыми были покрыты ипотечные кредиты, многократно увеличили потери. Рецессия последовала не потому, что рынки жилья выправились, а потому, что плохое регулирование привело к бедственному положению потребителей и сокращению кредитования. В то же время крупные финансовые учреждения с низкой капитализацией стояли на грани краха.

Нам повезло, что сегодня система гораздо более устойчива. Опять же, в немалой степени это заслуга Брейнард, чье активное несогласие помогло отложить некоторые из худших предложений по дерегулированию. Тем не менее, оценка активов и леверидж, особенно в корпоративном секторе, остаются на исторических максимумах. Крупные банки будут подвергаться риску в результате падения стоимости их залоговых активов и активов торгового портфеля, а также дефолтов заемщиков с чрезмерной задолженностью. Брейнард понимает эти риски. Она курировала работу ФРС по обеспечению финансовой стабильности, руководила подготовкой полугодового отчета, в котором неоднократно указывалось на опасность высоких оценок активов. Она также понимает, какие инструменты регулирования имеются в распоряжении ФРС для защиты от этих опасностей, включая повышение требований к капиталу с помощью антициклического буфера капитала.

Пауэлл, похоже, рассматривает регулирование как нечто, что можно делегировать заместителю председателя по надзору, а не как важнейший инструмент, дополняющий проведение денежно-кредитной политики. Он сильно уступает Рэнди Кворлсу, который занимал эту должность до истечения срока его полномочий в прошлом месяце — и который покинет ФРС в конце года. Но, как писал покойный Пол Волкер, легендарный борец с инфляцией:

«Основной урок для монетарной политики… требует акцента на стабильность цен и разумный надзор за финансовой системой. Оба эти требования неумолимо ведут к обязанностям центрального банка».

Брейнард это понимает. Джером Пауэлл — нет. У него много хороших качеств, и мы можем быть благодарны ему за руководство во время пандемии — когда масштабные интервенции ФРС помогли поддержать экономику. Но его опыт заключается лишь в наполнении чаши для пунша. Его никогда не испытывали на прочность в гораздо более трудной задаче — забрать его. Подготовка Брейнард, ее прошлый опыт и продемонстрированная приверженность финансовой стабильности делают ее гораздо лучшим выбором, чтобы помочь провести страну через потенциально коварные воды, которые ждут ее впереди.