Чтобы быть конкурентоспособными, компаниям нужно, чтобы EV стоил в «диапазоне $35 000»: Аналитик

Старший аналитик Колин Раш анализирует последний всплеск акций EV и рассказывает, какие компании могут преуспеть в долгосрочной перспективе.

КОЛИН РАШ: В последнее время акции EV были на подъеме. Такие имена, как Rivian и Lucid, демонстрируют огромный рост. Rivian закрылась сегодня с ростом около 15%. Таким образом, ее прибыль с момента IPO на прошлой неделе достигла 121%. Давайте поговорим с Колином Рашем о том, чего мы можем ожидать в будущем.

Он является старшим аналитиком, старшим аналитиком-исследователем компании Oppenheimer. Колин, рад вас видеть. Очевидно, что в этом секторе наблюдается большой ажиотаж среди инвесторов. Но оправдан ли этот ажиотаж, как вы думаете, с вашей точки зрения?

КОЛИН РАШ: Знаете, мы идем к нулевому уровню всей экономики. И основным способом достижения этой цели является переход на электромобили. Поэтому я думаю, что трансформация идет полным ходом. Это еще очень рано. И эти компании, будь то стартапы или уже состоявшиеся производители комплектующих, должны доказать свою состоятельность на этой новой технологической ноте.

Мы, конечно, видели, как некоторые традиционные компании, корни которых уходят в двигатель внутреннего сгорания, испытывают трудности с переходом на электромобили. Поэтому, как нам кажется, здесь все еще открытое игровое поле.

АДАМ ШАПИРО: Ну, когда вы говорите о традиционных производителях, я думаю о Ford. Но что мы упускаем? Разве они не выбились в лидеры, выпустив Lightning, F-150? А потом у них был гибрид Fusion. Но E-Mach, электрический Mustang, разве он не очень хорош?

КОЛИН РАШ: Вы знаете, это, это действительно, я, я думаю, слишком рано говорить о том, насколько хорошо они справляются. Я имею в виду, что они получили неплохую прибыль на ранних этапах, но, конечно, еще не достигли того уровня, на котором могли бы быть, с точки зрения технологического узла. Когда мы смотрим на весь ландшафт, мы видим, что такие компании, как Hyundai, работают довольно хорошо, и даже VW, с точки зрения их способности поставлять автомобили экономически эффективным способом. И поэтому, когда мы смотрим на глобальные возможности, нам кажется, что здесь еще много итераций и много технологических циклов.

SEANA SMITH: Ну, когда мы говорим об одном из лидеров в этой сфере в течение долгого времени была компания Tesla. Сегодня акции немного выросли, примерно на 4%. Но мы видели, как эти акции сильно пострадали, и во многом это связано с тем, что Элон Маск продал часть своих акций.

Как вы думаете, стоит ли на это обратить внимание? Или это часть пиар-трюка? Как вы оцениваете некоторые из последних событий, просто в плане того, что мы видели, как Маск делал в течение последней недели?

КОЛИН РУШ: Вы знаете, мы действительно стараемся сосредоточиться на фундаментальных показателях этой компании. И всегда будет шум вокруг Элона и того, что он делает в своих социальных сетях. Когда мы смотрим на оценку, то, на наш взгляд, на данном уровне она действительно основана на автономности.

И способность достичь четвертого и пятого уровня автономии с полным парком автомобилей раньше своих сверстников. И поэтому было много ожиданий, много импульса в акциях. Представляется здоровым, что они немного передохнут, если это связано с продажей Элоном некоторых акций по налоговым причинам, а также с тем, что он задумал в связи с общественными дискуссиями о налогах.

Вы знаете, нам кажется, что это нормально. Мы уже неоднократно наблюдали крупные движения в этой акции, и нам приходилось отступать и консолидироваться. И мы думаем, что в основном именно это и происходит, а твиты и распродажи они используют как оправдание.

АДАМ ШАПИРО: Когда мы говорим об электромобилях, я имею в виду, что Tesla опередила всех, представив, если хотите, доступную модель, что-то ниже 40 000 долларов. Lucid пытается получить то, что они называют, я полагаю, доступным начальным уровнем в $80 000. Реальны ли эти цены для обычных водителей, таких как все мы? Должны ли цены значительно снизиться, чтобы привлечь нас, или мы будем платить столько, чтобы ездить?

КОЛИН РУШ: Да, я думаю, что 80 000 долларов — это не слишком распространенная цифра. Я имею в виду, я думаю, что вы должны быть в диапазоне $35 000. Конечно, если посмотреть на налоговые льготы, которые мы наблюдаем в США, и на некоторые виды поддержки в Европе, то это несколько увеличивает цену. Но затем вы смотрите на эксплуатационные расходы, и экономия составляет примерно от 6 000 до 8 000 долларов в течение всего срока службы автомобиля.

И поэтому, вы знаете, именно на эту цифру в 35 000 долларов мы и смотрели. Но сейчас интересно то, что происходит с точки зрения технологий. И, конечно, Lucid разработала автомобиль дальнего радиуса действия. Они добились определенной эффективности в конструкции силового агрегата, которая, на наш взгляд, весьма убедительна. И по мере того, как они будут стремиться к снижению стоимости, использование некоторых из этих интеллектуальных прав, я думаю, будет иметь большое значение.

Но сейчас, на наш взгляд, игра заключается в том, как добиться большей производительности из меньшего количества материалов и материалов с более высокими характеристиками, которые немного дороже, но из них можно добиться большей производительности? Именно это происходит сейчас, когда мы проходим через эти циклы проектирования в режиме реального времени.

Колин, говоря о массовом внедрении, во многом это связано с тем, что нам все еще нужны зарядные устройства, чтобы все больше и больше людей могли пользоваться электромобилями. Мы знаем, что часть расходов на инфраструктуру будет направлена на зарядные устройства для электромобилей. Каковы последствия этого для сектора EV? И как вы думаете, насколько больше финансирования необходимо для того, чтобы обеспечить массовое внедрение?

КОЛИН РУШ: Итак, я думаю, что мы увидим действительно существенные изменения в моделях использования, в том, как люди заправляют свои автомобили. Вы знаете, что автомобили простаивают 95%, 96% времени. И поэтому везде, где автомобили простаивают, они будут заряжаться.

Чаще всего, для подавляющего большинства людей в этой стране и в Европе, вы знаете, эти автомобили простаивают дома ночью, когда сеть не испытывает большой нагрузки с точки зрения производства. Поэтому я думаю, что вы увидите большое количество домашних зарядных устройств, которые возьмут на себя основную часть зарядки.

И то, что мы рассматриваем, — это небольшая дозарядка в общественных местах, а это, прежде всего, парковки и работа. А затем, вы знаете, дополнить некоторые из дальних поездок, которые люди хотят совершать на этих автомобилях. И это, в основном, на дорогах, на межштатных трассах.

И поэтому, когда мы смотрим на общие расходы, я думаю, что, безусловно, необходимо установить оборудование на несколько миллиардов долларов, и, возможно, даже больше, в десятки раз. Но с точки зрения охвата мы, безусловно, достигнем этого довольно быстро. И OEM-производители действительно делают эти инвестиции сейчас, чтобы обеспечить продажи этих автомобилей, которые действительно затмевают расходы на инфраструктуру, которые действительно должны произойти здесь.

АДАМ ШАПИРО: Колин, как часть вашего исследования, ваша команда действительно садится в эти различные автомобили и управляет ими? И если вы это сделаете, есть ли вещи, которые выделяются, которые вам действительно нравятся в каком-то конкретном автомобиле, но не в других?

КОЛИН РУШ: Знаете, одна из вещей — и да, мы садимся во все эти автомобили, чтобы убедиться, что мы понимаем, как они ездят — это действительно управляемость этих вещей. И поэтому одним из элементов, который мы считаем критически важным, является программное обеспечение, связанное с тем, как силовой агрегат преобразуется в реальные характеристики автомобиля.

Не только с точки зрения ускорения, но и с точки зрения легкости управления. И это связано с подвеской и другими элементами автомобиля. И поэтому сейчас происходит настоящий, как мне кажется, сдвиг от локальных операционных систем в подсистемах автомобиля к тому, что больше похоже на Office, Microsoft Office, на этих автомобилях. И этот вид опыта, я думаю, будет становиться все более и более важным.

И поэтому мы внимательно следим за этим. Tesla была явным лидером в этом. Мы думаем, что ряд компаний последует за ней в этом направлении. И действительно, лучшая игра в этом направлении — компания Aptiv, тикер APTV, которую мы также освещаем. Они действительно способствовали эволюции операционной системы для этих автомобилей. И мы являемся значительными быками по этой акции прямо здесь.

СЕАНА СМИТ: Колин Раш, всегда рад узнать вашу точку зрения. Старший аналитик Oppenheimer. Большое спасибо, что нашли время.