Рывок нефти к отметке $85 демонстрирует побочный эффект от энергетического кризиса

(Блумберг) —

Самое читаемое от Bloomberg

Пилоты авиакомпаний, не прошедшие практику, снова совершают ошибки в воздухе

Почему покупка второго или даже третьего дома становится популярнее, чем когда-либо

Самое большое общественное кладбище в США превращается в парк

Богатые и влиятельные люди мира прячут 500 миллиардов долларов в этом налоговом убежище

Что будет после 129 лет работы GE с парниковыми газами

Глобальный энергетический кризис отражается на нефтяном рынке.

В пятницу цена на нефть марки Brent поднялась до 85,10 долларов за баррель, что казалось бы немыслимым всего 18 месяцев назад, когда «Ковид» остановил глобальную мобильность и подорвал спрос.

Основополагающее восстановление потребления — движимое дорожным топливом, грузоперевозками и, в последнее время, авиаперевозками — теперь разгорается из-за энергетического кризиса. Поскольку природный газ в Европе торгуется по цене около 200 долларов за баррель, аналитики сходятся во мнении, что спрос на нефть в мире увеличится еще на полпроцента, поскольку компании спешат приобрести любое топливо, которое можно использовать в качестве заменителя, от дизельного топлива до мазута и сырой нефти.

Для сторонних наблюдателей такой сдвиг может показаться незначительным. На практике же он является преобразующим, превышая месячное увеличение добычи, которое Организация стран-экспортеров нефти и ее союзники стремятся вывести на рынок, который и так уже перерабатывает свои запасы.

«Ситуация напряженная, и ОПЕК слишком затягивает», — сказал Гэри Росс, ветеран-консультант по нефти, ставший управляющим хедж-фондом в Black Gold Investors LLC. Более широкая энергетическая проблема усугубляет ситуацию, потому что вы получаете замещение поверх сезонного роста спроса». Это довольно взрывоопасная ситуация».

Нефтепереработчики зарабатывают столько денег, сколько не зарабатывали ни разу с начала пандемии. Маржа на бензин в США растет в то время года, когда обычно она падает. В Европе прибыль от производства дизельного топлива является самой высокой с марта 2020 года, а цены на пропан и мазут с низким содержанием серы взлетели до максимума с 2014 года.

Нигде сила нефти не видна так ясно, как на кривой фьючерсов, используемой трейдерами для ставок на здоровье рынка. Ближайшие цены торгуются с самыми большими премиями к более дальним за последние годы, а внимательно отслеживаемые спреды на нефть Brent и европейское дизельное топливо на декабрь-край-декабрь являются самыми сильными с 2013 года. Такая картина, известная на отраслевом жаргоне как бэквордация, указывает на относительный дефицит предложения.

Эти признаки силы на фьючерсном рынке отражают то, что большинство аналитиков видят на бумаге — предложение превысило спрос примерно на миллион баррелей в день в четвертом квартале.

Проблемы с электроэнергией

Конечно, энергетический кризис не обязательно является односторонним «бычьим» фактором для спроса на нефть.

Углубляющийся кризис в Китае и других странах с крупным сектором тяжелой промышленности вызывает призрак снижения промышленного производства, ослабления экономического роста, а вместе с ним и сокращения использования топлива.

Китай уже заявил, что позволит ценам на электроэнергию расти, отменив ограничения на цены для энергоемких компаний. Ряд банков с Уолл-стрит уже снизили свои прогнозы экономического роста на 2021 год для крупнейшего в мире импортера нефти.

В Европе также все — от цинкоплавильных заводов до предприятий по производству двуокиси углерода — были вынуждены сократить объемы производства, что потенциально снижает влияние перехода с газа на нефть.

«Многие энергоемкие отрасли промышленности были вынуждены остановить или сократить свою деятельность из-за высокой стоимости энергии», — сказал в интервью Bloomberg Television Торил Босони, руководитель отдела нефтяных рынков Международного энергетического агентства, отметив риск для спроса на нефть.

Однако на данный момент потребление нефти растет. В Европе высокие данные по мобильности находят свое отражение в показателях спроса. Поставки нефтепродуктов в Испании в прошлом месяце показали, что спрос на бензин на 5% выше, чем в 2019 году, в то время как спрос на дизельное топливо снизился всего на 0,5%, по данным трубопроводного оператора Exolum. На этой неделе МЭА сообщило, что спрос на бензин в мире снизился всего на 2% по сравнению с допандемическим уровнем.

Даже авиация подает признаки жизни. Объем воздушных перевозок в Европе восстановился до трех четвертей от нормального уровня, по сравнению с примерно половиной в июне. Компании от United Airlines Holdings Inc. до EasyJet Plc увеличили пропускную способность после того, как США смягчили правила путешествий, а европейская программа вакцинации позволила снизить количество случаев заболевания.

Повышение спроса в результате перехода с газа на нефть также проявляется на физическом рынке, где покупаются и продаются баррели реальной нефти.

Нефть Sokol, богатый дизельным топливом сорт с востока России, торгуется на самом высоком уровне за 21 месяц. На рынке Северного моря, который помогает установить мировую базовую цену на сырую нефть, дифференциалы на прошлой неделе укреплялись, поскольку трейдеры ссылались на растущий спрос со стороны европейских нефтеперерабатывающих компаний и снижение объемов ноябрьских грузоперевозок.

Поскольку восстановление экономики приобретает широкий характер, нефтеперерабатывающие компании Repsol SA, OMV AG и Royal Dutch Shell Plc в третьем квартале показали более высокую маржу, что повышает их стимул перерабатывать больше нефти.

Скользящие запасы

Это, в свою очередь, способствует снижению запасов сырой нефти. По данным спутникового трекера Kayrros, мировые запасы сырой нефти, включая наземные, транзитные и плавучие хранилища, находятся ниже допандемического уровня. В то время как общенациональные запасы сырой нефти в США на прошлой неделе выросли, запасы в ключевом центре хранения в Кушинге, штат Оклахома, упали больше всего с июня, что вызвало нестабильную неделю торговли деривативами.

Даже когда цены приблизились к 85 долларам, спекулянты остаются относительно незаинтересованными в нефти, увлекаясь рынками газа, сообщил на этой неделе консультант Energy Aspects Ltd. Объем спекулятивных операций примерно на 35 млрд долларов меньше, чем в прошлый раз, когда Brent достигла этого уровня в 2018 году, сказал он, что означает, что в отличие от того времени, резкий откат цен в ближайшее время не предвидится.

«На фоне низких запасов во всем мире, более высокой маржи нефтепереработки и постепенно сокращающихся свободных мощностей, только снижение спроса может удержать цены на сырую нефть зимой», — написали аналитики консультанта Амрита Сен и Кит Хейнс в записке для клиентов.

Самое читаемое из Bloomberg Businessweek

Как Дональд Трамп, Элон Маск и Гвинет Пэлтроу отключают способность мыслить рационально

Эти неработающие американцы говорят нам, что потрясения на рынке труда не преходящи

Джейн Фрейзер планирует переделать Citigroup, издеваясь над конкурентами

Что показало сканирование моего мозга о науке убеждения

Гомеопатия не работает. Почему же многие немцы верят в нее?