Сократите обучение водителей грузовых автомобилей на три четверти, чтобы уменьшить их нехватку, призывает начальник отдела логистики

Обучение водителей грузовиков должно быть сокращено на три четверти, чтобы помочь справиться с «интенсивным давлением» на цепочки поставок, считает глава одной из крупнейших британских автотранспортных компаний.

Джеймс Врот, исполнительный директор логистического оператора Wincanton, входящего в индекс FTSE 250, заявил, что время прохождения квалификации должно быть сокращено, чтобы решить проблему нехватки 100 000 водителей грузовых автомобилей.

В своей статье в The Telegraph г-н Врот призвал к «ускоренному обучению молодых водителей, в результате которого время получения квалификации сократится с 12 месяцев до трех», чтобы «позволить нам создать более сильную британскую рабочую силу», в которой будет больше женщин.

Он сказал: «Просто платить больше будет недостаточно само по себе. Много говорилось о таких инициативах, как бонусы при подписании контракта и стимулы к обучению. Хотя они и помогают в краткосрочной перспективе, они представляют собой небольшой шаг в решении структурных проблем.

Он предупредил, что такие меры, как сокращение сроков обучения, не будут «быстрым решением» и что без экстренных мер со стороны министров в преддверии Рождества цепочки поставок будут испытывать «невыносимую нагрузку». Г-н Врот присоединился к растущему хору лидеров бизнеса, требующих смягчения иммиграционных правил.

Он сказал: «Мы хотели бы, чтобы правительство рассмотрело возможность временного смягчения правил в отношении иностранных водителей, чтобы дать нам возможность преодолеть этот сжатый период».

Правительство временно ослабило ограничения на продолжительность рабочего дня водителей и работает над устранением отставания в тысячах тестов грузовых автомобилей, но до сих пор сопротивлялось ослаблению правил для иностранных водителей.

Исследование Logistics UK показывает, что менее 5 % из 14 000 водителей, покинувших отрасль после ухода Covid, вернулись обратно.

Алекс Вейч, руководитель отдела политики, сообщил, что летом этого года отраслевая организация провела переговоры с Министерством образования по поводу сокращения сроков обучения водителей. Хотя Министерство образования придерживается 12-месячного периода, оно «открыто» для ускоренного обучения водителей, чтобы они быстрее выходили на дорогу, сказал он.

Призыв г-на Вроата прозвучал после того, как в ходе опроса, проведенного CBI среди своих членов, было высказано предположение, что для решения более широкого кризиса профессиональных навыков в экономике может потребоваться «более двух лет» из-за времени, необходимого для подготовки новых работников.

Генеральный директор организации Тони Данкер напал на правительство за «самоуничижительный» отказ обратиться к временным мерам и призвал к срочному пересмотру списка дефицитных профессий.

Г-н Данкер сказал: «Использование существующих рычагов в руках Великобритании — например, включение водителей, сварщиков, мясников и каменщиков в список дефицитных профессий — может реально изменить ситуацию». Правительство обещало иммиграционную систему, которая будет сосредоточена на необходимых нам навыках, а не на неограниченном доступе к иностранной рабочей силе. Однако мы имеем очевидные и краткосрочные потребности в квалифицированных специалистах, но систему, которая, похоже, не может на них отреагировать».

Кроме того, компания Marks and Spencer провела в пятницу экстренный саммит 40 своих крупнейших поставщиков на фоне опасений, что бумажная волокита, которая потребуется на границе после Brexit с октября, ухудшит ситуацию, сообщила газета Mail on Sunday. Председатель совета директоров розничной компании Арчи Норман потребовал от политиков принять меры по снижению бюрократической нагрузки, пока пустые полки не стали обычным явлением.

Читайте далее комментарий Джеймса Вроата о состоянии отрасли грузоперевозок

Это было необычное время для работы в секторе логистики Великобритании. Пандемия Covid-19 ускорила и без того меняющееся поведение потребителей и проверила гибкость и адаптивность всех предприятий.

Между тем, выход Великобритании из Европейского Союза привел к изменениям в нормативно-правовой базе и возникновению проблем в повседневной деятельности, не в последнюю очередь в отношении найма персонала. Решение любого из этих вопросов в отдельности было бы сложной задачей, но их сочетание оказало сильное давление на цепочки поставок.

Я горжусь тем, как отреагировала наша отрасль: шестеренки экономики продолжали вращаться благодаря тысячам и тысячам преданных и трудолюбивых людей на производственных площадках и складах, а также водителей по всей стране. Действительно, кризис еще больше подчеркнул ценность цепочек поставок и тех, кто в них работает, а правительство назвало наших сотрудников ключевыми работниками наряду с работниками Национальной службы здравоохранения и других служб, находящихся на переднем крае.

Однако сейчас мы столкнулись с тем, что потоки торговли изменились, возможно, навсегда — и мы как страна должны идти в ногу с изменениями в способах работы. По мере того, как мы выходим из пандемии и экономика перезагружается, наличие рабочей силы не успевает за требованиями ведения бизнеса в «новых нормальных условиях». Следующая большая проблема, с которой мы сталкиваемся в нашей экономике, — это люди.

Лорри — REUTERS/Toby Melville

В последние недели невозможно не заметить истории о нехватке водителей. Струйка водителей, возвращающихся в Европу из-за Brexit, превратилась в поток благодаря компании Covid — люди хотели быть ближе к своим домам и семьям. По оценкам Ассоциации автоперевозчиков, в Великобритании не хватает около 100 000 водителей грузовых автомобилей. Последствия этого проявляются в реальном времени: полки магазинов снова пустеют. Предприятия, от пивоваров до производителей молочных продуктов, бьют тревогу по поводу влияния на поставки и их затраты, и, в конечном счете, это отразится на потребителях, поскольку цены растут, а за ними следует инфляция.

Нехватка водителей — это только вершина айсберга нехватки ресурсов в более широком секторе логистики. Мы ежедневно получаем данные от нашего бизнеса и наших партнеров по подбору персонала о рекордном количестве вакансий. Спросите любого представителя сектора, и он расскажет вам о том, что происходит в Нортгемптоне и ряде других «горячих точек» логистики. Конкуренция за людей очень высока; инфляция заработной платы стремительно растет, и многие люди отказываются от постоянной работы, потому что они могут заработать столько же, работая в агентстве, с большей гибкостью.

Не существует быстрого решения для устранения этих недостатков, и мы, наши коллеги и наши клиенты полностью сосредоточены на всем, что нам необходимо сделать. Мы знаем, что нам нужно платить людям больше, и рассматриваем такие инициативы, как бонусы при приеме на работу и стимулы для обучения. Но это лишь небольшой шаг в решении структурных проблем, с которыми мы сталкиваемся, чтобы обеспечить цепочку поставок в нашей стране надлежащими ресурсами и способностью удовлетворять потребности возрождающейся экономики и, в частности, продолжающегося перехода к онлайн-ритейлу.

Для осуществления необходимых изменений потребуется работа всех предприятий нашего сектора, наших клиентов и правительства. Например, когда речь идет о водителях, нам необходимо сделать вождение грузовиков более инклюзивной, гибкой и выгодной профессией. Слишком долго нам не удавалось пополнить ряды наших водителей молодыми сотрудниками, которых отпугивали неурочные часы и отсутствие понимания мастерства и ответственности, требуемых в этой роли. Нам нужно больше разнообразия, в том числе большее представительство женщин. Мы также нуждаемся в творческом подходе и гибкости в отношении графика смен, а также в увеличении инвестиций в объекты и удобства.

Спрос есть. В компании Wincanton имеется около 600 вакансий на должности водителей, и мы ожидаем, что получим более 3 000 заявок.

Но нам нужны более широкие изменения, и для этого необходимо совместное мышление с правительством. Режим тестирования водителей грузовых автомобилей требует перестройки; этот процесс устарел и является ненужным узким местом в столь критическое время. Его можно упростить, ни в коей мере не подрывая его строгость и безопасность. Также есть возможность перенаправить финансирование на оплату сборов с учеников и ускорить обучение молодых водителей, что позволит сократить время получения квалификации с 12 месяцев до трех.

Все это позволит нам создать более сильную британскую рабочую силу, включая прием на работу тех, кто выходит из отпуска. Но это требует времени, а у нас есть непосредственная проблема, поскольку мы приближаемся к самому напряженному времени года — впереди «черная пятница» и Рождество. Чтобы избежать невыносимой нагрузки на нашу цепочку поставок, нам необходимо краткосрочное решение, пока мы сосредоточены на более долгосрочных решениях. Мы хотели бы, чтобы правительство рассмотрело возможность временного смягчения правил в отношении иностранных водителей, чтобы дать нам возможность пережить этот напряженный период».

Если говорить не только о водителях, то необходимы изменения. Действующие правила, обеспечивающие паритет в оплате труда между агентскими работниками и постоянными сотрудниками, являются важной гарантией обеспечения средств к существованию работников. Однако непреднамеренным последствием этого является то, что это затрудняет привлечение людей на постоянную работу, необходимую для удовлетворения сложных потребностей предприятий в цепочке поставок. По нашему опыту, постоянные коллеги обеспечивают более высокую производительность труда при более низком уровне отсутствия на рабочем месте. Они приобретают новые навыки и часто развивают карьеру благодаря возможностям обучения и развития.

Бизнес Великобритании выдержал испытания последних двух лет. Сейчас, когда мы переходим к следующему этапу восстановления и обновления нашей экономики, невозможно переоценить важность обеспечения устойчивой и гибкой инфраструктуры цепочки поставок. Это фундамент, на котором Великобритания сможет процветать в ближайшее десятилетие и далее.

Джеймс Врот — исполнительный директор компании Wincanton