Web3 может использовать бизнес-модель «программное обеспечение как услуга», существующую уже несколько десятилетий

В эпоху таких сервисов, как Netflix, Dropbox или Amazon Prime, довольно легко забыть о тех временах, когда клиенты вставали в очередь, чтобы приобрести одноразовые коробочные цифровые продукты, такие как программное обеспечение или развлекательные медиа. Эпоха ежегодных платежей началась, когда потребительские товары превратились в услуги, основанные на подписке.

Такое же преобразование произошло примерно десять лет назад в корпоративном мире, когда компании переосмыслили устаревшие решения, такие как планирование ресурсов предприятия или управление взаимоотношениями с клиентами, как постоянные услуги, монетизируемые посредством периодических счетов. Таким образом, в 2000-х годах родилась модель программного обеспечения как услуги (SaaS) для бизнеса (B2B), которая нарушила привычный порядок работы корпоративных технологий в последние два десятилетия.

B2B SaaS до прошлого года оставался практически нетронутым процветающей экосистемой блокчейна и криптовалют, но затянувшийся «медвежий» рынок заставил стартапы, первыми создавшие Web3, понять, что они не должны оставлять камня на камне, чтобы выжить в суровых рыночных условиях и справиться с растущей конкуренцией.

Компании Web3 SaaS (или SaaS3), предоставляющие инфраструктуру Ethereum корпоративного уровня и системы хранения документов на основе блокчейна, предлагают бизнес-услуги, существовавшие десятилетиями, переосмысленные в среде Web3, и свежие данные показывают, что деловой мир открыт для новых способов делать старые вещи.

Во второй половине 2022 года венчурный капиталист Томаш Тунгуз попытался оценить общий объем адресуемого рынка B2B SaaS3, подсчитав, что 57 проектов Web3 SaaS принесут доход от $500 000 до более $100 млн. Доход от цепочки стартапов Web3, в которой в основном доминирует Ethereum, указывает на общий адресуемый рынок в размере $231 млн в 2022 году.

Общий адресуемый рынок, или TAM, — это, по общему признанию, оптимистичный график, который умножает потенциальное количество клиентов проекта на бюджет, выделенный на услугу. Он не предполагает конкуренции или реальных ограничений, поэтому часть «адресуемый» подразумевает вероятность. TAM — это потенциальная рыночная возможность для продукта или услуги, а в сфере B2B SaaS3 в прошлом году эта возможность составляла около четверти миллиарда долларов.

Цели безналичного общества работают в пользу Web3

Марк Смаргон, генеральный директор платежной платформы Fuse на основе блокчейна, считает, что B2B SaaS в отрасли Web3 может выиграть от целого ряда факторов, включая растущее внедрение мобильных устройств, интернета и платформ электронной коммерции, а также переход к безналичному обществу во многих странах.

Следующее: Как искусственный интеллект может сделать метавселенную более интерактивным пространством

Такие неотъемлемые проблемы, как высокая стоимость, вопросы конфиденциальности и географические ограничения, делают традиционные платежные системы дорогими и сложными для торговцев. Именно поэтому Смаргон отметил, что стартапы Web3 увидят наиболее значительные возможности роста в предоставлении услуг компаниям Web2 и упрощении внедрения и использования блокчейн-решений, приложений и платежных рельсов. Об этом он рассказал изданию Cointelegraph:

«Все сводится к тому, что стартапы Web3 дадут компаниям возможность предоставить своим клиентам опыт наравне с тем, к которому они привыкли в Web2, при этом повышая эффективность, ценностное предложение и приверженность».

По мнению генерального директора Fuse, стартапы Web3 должны начать внедрять способ ведения бизнеса на основе блокчейна в традиционных компаниях с маленьких шагов. «Пользователи Salesforce думают о нефункциональных токенах (НФТ) не столько как о предметах коллекционирования или искусства, сколько как о новом поколении программ лояльности для своих лучших клиентов», — сказал Смаргон. «NFT можно менять на лету, чтобы корректировать условия и разблокировать физические и цифровые награды по мере того, как клиенты будут больше взаимодействовать с компанией».

Внедрение Web3 начинается с перехода с Web2

По словам Смаргона, настоящий переломный момент может наступить, когда компании начнут использовать решения на основе блокчейна для управления повседневной деловой деятельностью, такой как бухгалтерский учет, закупки и выставление счетов. 

Когда речь идет о платежных услугах, развивающиеся страны, где значительная часть населения не имеет банковских счетов или имеет их недостаточно, открывают уникальные возможности, пояснил он. В таких странах компании не зациклены на устаревших системах и не привязаны к поставщикам, что позволяет им «свободно внедрять инновации и использовать решения Web3 с самого начала, а не перестраиваться».

Привлечение компаний к Web3 — это еще одна проблема для стартапов, отметил Смаргон: «Они должны сначала перевести предприятия [с Web2], а затем перевести их на системы на базе Web3». Ключ к тому, чтобы заставить компании понять, что существуют жизнеспособные альтернативы, заключается в предоставлении им убедительных преимуществ для бизнеса и эффективности, сказал Смаргон:

«Для этого [Web3-стартапы] должны создавать решения, позволяющие компаниям создавать безопасные продукты, не беря на себя бремя опеки, достигать клиентов, не неся расходов на соблюдение нормативных требований и лицензирование, и обеспечивать исключительный потребительский опыт, не создавая кошельки с нуля».

Но на этом все не заканчивается: Смаргон добавил, что пользователи Web3 также должны иметь возможность перемещать стоимость внутри и за пределами своих компаний, не сталкиваясь с высокими комиссиями и барьерами. «Изменение потребительского спроса приводит к изменениям на низовом уровне, а это значит, что предприятия должны адаптироваться или умереть», — сказал он.

Web3 все еще нуждается в своих «кирках и лопатах 

По словам Нильса Пиля, генерального директора разработчика децентрализованных протоколов Auki Labs, на первый взгляд, интересы движения SaaS и движения Web3 совершен
но не совпадают:

«В то время как Web3 поощряет людей брать на себя ответственность за собственное цифровое присутствие, основной философский постулат движения SaaS — это управление сложностями цифровой сферы за вас.»

Однако, если смотреть с противоположной точки зрения, SaaS уже завоевал пространство Web3, утверждает Пихл: «Такие платформы, как Infura и Alchemy, управляют огромными частями экосистемы Web3, потому что очень немногие могут или даже хотят управлять своими собственными узлами».

Таким образом, многие из компаний, которые действительно получают надежный доход в Web3, на самом деле предоставляют инструменты (как услугу, обычно) для других проектов Web3, объяснил Пихл, добавив:

«В мире, где приложения-убийцы еще не найдены, безопасная ставка — продажа кирок и лопат тем, кто копает».

Он продолжил, сказав, что многие Web3-компании настолько увлечены Web3, что проектируют по идеологии, вместо того чтобы искать соответствие продукта рынку. Пихл считает, что если стартапы начинают с заявления «мы — компания Web3», то они ограничивают свои перспективы или способность слушать и понимать бизнес-потребности своих потенциальных клиентов с самого начала.

Последние новости: Как майнинг биткоинов спас старейший национальный парк Африки от банкротства

Хотя рынок B2B SaaS огромен, люди не должны считать, что «продукт X, но на блокчейне» — это выигрышная идея. Создатель может собрать на нее деньги, но если новый «продукт Х» на блокчейне не решает проблему лучше, чем тот, который уже используется, нет причин переходить на новый продукт, считает Пиль.

Предполагать, что клиенты с радостью примут продукт Web3, потому что его разработчик считает его философски, этически или эстетически лучшим, не лучший подход, считает Пихл:

«Вы должны решить насущную проблему для клиента, иначе он не будет участвовать».