Большие надежды: прогнозирование роста продаж

Предсказание компании топ линии роста, вероятно, является наиболее важной частью определения ее роста запасов. К сожалению, если вы не являетесь инсайдером компании с точными данными о заказах и отгрузках, очень сложно точно знать, сколько продуктов компания продаст, скажем, в ближайшие пять лет. Однако, проработав несколько ключевых вопросов, инвесторы могут повысить точность своих догадок: насколько быстро растет рынок продуктов компании? Какова доля компании на рынке? Скорее всего, компания выиграет или потеряет долю рынка?

SEE: основы бизнес-прогнозирования

Рост рынка 

Найдите время, чтобы изучить зрелом или растущем рынке? Допустим, вы пытаетесь оценить будущий рост гиганта потребительских товаров Proctor & Gamble. Стоит помнить, что рынок товаров P&G достаточно зрелый, а это означает, что он, вероятно, не будет расти намного быстрее, чем экономика или ВВП в целом.

Игроки в индустрии высоких технологий обычно работают на быстрорастущих рынках. Взять, к примеру, Apple. Менее десяти лет назад Apple была известна только компьютерами, но теперь она занимает авторитетное место на рынке телефонов и планшетов. Чтобы получить представление об их перспективах, вам необходимо оценить процент людей, у которых уже есть смартфоны, процент покупателей новых смартфонов и процент клиентов, которых Apple, возможно, сможет отобрать у конкурентов в ближайшие годы.

Доля рынка

Доля компании на рынке также может иметь большое влияние на ее будущий рост продаж. Доминирует ли эта фирма, как и гигант компьютерных микросхем Intel, на своем рынке? Intel трудно увеличивать продажи, скажем, на 10% в год, когда ее годовой объем продаж уже превышает 50 миллиардов долларов, а ей принадлежит 80% рынка чипов. У некоторых доминирующих игроков есть ограниченные возможности для роста продаж за счет увеличения доли рынка.

В других случаях крупные игроки рынка используют уже сильные рыночные позиции для получения еще большей прибыли. Розничный торговец кофе Starbucks и автопроизводитель Honda — хорошие примеры компаний, которые использовали силу своего бренда для последовательного увеличения доли рынка на протяжении многих лет.

«Перспективы» могут очень быстро отобрать значительную долю рынка у тех компаний, которые традиционно были доминирующими конкурентами. Подумайте о Southwest Airlines. Благодаря инновационной недорогой бизнес-модели всего за несколько лет Southwest отобрала значительную долю авиационного бизнеса у лидеров отрасли, таких как American Airlines и United Airlines.

Некоторые компании постоянно «торгуют» долей рынка с конкурентами. Если вы рассматриваете рост продаж в Coca-Cola, вы можете оценить рост по увеличению доли рынка. Однако, когда доля рынка колеблется между конкурентами, например, Coca-Cola и Pepsi, вам не следует придавать слишком большое значение приросту доли при оценке будущих тенденций роста продаж.

Ценообразование 

Ценообразование на продукты и услуги может иметь большое влияние на рост доходов от продаж. Если компания повысит цены и сумеет сохранить объем продаж в единице продукции, выручка от продаж будет расти. С другой стороны, более высокие цены могут привести к меньшему количеству проданных единиц, если клиенты обратятся к менее дорогим альтернативам.

Влияние цен на выручку от продаж зависит от ценовой способности компании. Например, фармацевтические компании обладают огромной ценовой властью, когда их лекарства запатентованы. То же самое и с компаниями с высокой узнаваемостью бренда и лояльностью клиентов. Starbucks и Honda могут устанавливать более высокие цены, чем их конкуренты, и при этом поддерживать рост выручки от продаж. Напротив, на рынках технологий и бытовой электроники падение цен почти неизбежно. Для таких компаний, как Sony и Intel, ценовое давление с течением времени может быть настолько сильным, что выручка от продаж может упасть даже при росте проданных единиц.

Наконец, не забудьте подумать о ассортименте продукции. Предположим, General Motors решила сосредоточиться на продаже своих высококачественных автомобилей Cadillac вместо более дешевых Chevrolet. Более высокая средняя цена продажи роскошных автомобилей может в конечном итоге оказать благоприятное влияние на рост продаж — при условии, что акцент GM на дорогие автомобили не приведет к уменьшению общего числа проданных автомобилей.

Суть

Для инвесторов, которые смотрят на компанию со стороны, прогнозировать темпы роста продаж — даже в ближайшей перспективе — все равно что смотреть сквозь туман. Эти простые вопросы о росте рынка, рыночной доле и ценовой политике — это только начало, но они могут помочь инвесторам пройти долгий путь в этом процессе.