Фонд макроэкономической стабилизации (ФЭМ)

Что такое фонд макроэкономической стабилизации (FEM)?

Фонд макроэкономической стабилизации (FEM) был создан Венесуэлой для стабилизации денежных потоков от добычи нефти.Однако администрация президента Уго Чавеса, пришедшего к власти вскоре после этого, проигнорировала этот фонд и позже попыталась его ликвидировать.Сообщается, что его администрация использовала выручку фонда для субсидирования цен на нефть и в различных неудачных экономических схемах по всей стране.

Ключевые выводы

  • Фонд макроэкономической стабилизации (FEM) был фондом, созданным правительством Венесуэлы для защиты от волатильности нефтяного рынка.
  • Фонд получил выручку, равную разнице между справочной ценой за баррель нефти и дневной ценой. Эти доходы должны были быть инвестированы в инструменты, приносящие доход.
  • Сообщается, что администрация президента Уго Чавеса проигнорировала и впоследствии попыталась ликвидировать фонд.
  • Стабилизационные фонды полезны для защиты местной экономики нефтедобывающих стран от нестабильности международных нефтяных рынков.

Понимание Фонда макроэкономической стабилизации (FEM)

Фонд макроэкономической стабилизации или Fondo de Estabilización Macroeconómico (FEM) (как его называют по-испански) был создан в 1998 году по просьбе Международного валютного фонда ( МВФ) в качестве фонда для получения доходов от добычи нефти сверх определенной цены. за баррель и выплатить разницу, если цена упадет ниже этого уровня.

Регулирование фонда правлением центрального банка началось в 1999 году. К декабрю 2001 года активы фонда составляли 7,1 миллиарда долларов США, а в 2003 году правительство привлекло фонд для покрытия дефицита бюджета, сняв более 6 миллиардов долларов США..По состоянию на ноябрь 2018 года в фонде находилось всего 3 миллиона долларов.

Различные расчеты показали, что Венесуэла могла бы избежать кризиса в своей экономике, который начался в 2012 году, если бы она укладывала деньги из своих доходов от нефти в фонд.Согласно одному расчету, страна могла сэкономить 146 миллиардов долларов в период с 1999 по 2014 год, когда цены на нефть резко выросли. The Economist более консервативно оценивает сбережения в размере 26 миллиардов долларов к 2012 году. Реинвестирование этой суммы в государственный долг и схемы получения дохода принесло бы правительству дополнительные доходы.Норвегия, у которой есть аналогичный фонд, получила более высокую доходность от своих инвестиций. Правительство Венесуэлы могло получить прибыль аналогичным образом.

МВФ предложил привязку цены на нефть в 9 долларов за баррель в качестве ориентира при формировании фонда. Учитывая волатильность нефтяного рынка, последующий приток средств должен был рассчитываться с использованием разницы между средней ценой за баррель нефти за последние пять лет и дневной ценой. FEM получит разницу, которая будет инвестирована в государственный долг или другие подобные инструменты для получения дохода.

Стабилизационные фонды

Стабилизационный фонд — это механизм, созданный правительством или центральным банком для защиты национальной экономики от крупных притоков доходов, например от таких сырьевых товаров, как нефть. Основной мотивацией является поддержание стабильных государственных доходов перед лицом основных колебаний цен на сырьевые товары, а также недопущение инфляции. Обычно это достигается путем покупки долга, номинированного в иностранной валюте, особенно если целью является предотвращение перегрева внутренней экономики.

Первый такой фонд был в Кувейте в 1953 году. С тех пор Стабилизационные фонды были созданы для России, Норвегии, Чили, Омана, Кувейта, Папуа-Новой Гвинеи и Ирана. Они также могут быть созданы для стабилизации обменного курса в Европейском механизме финансовой стабильности, Счету выравнивания валютного курса Великобритании и Стабилизационном фонде обменного курса США.

Зависимость от доходов от природных ресурсов, как правило, вызывает нестабильность бюджета и макроэкономическую нестабильность. Уменьшение этой зависимости затрудняется так называемой голландской болезнью, которая возникает, когда добыча природных ресурсов привлекает большой приток иностранного капитала. Это, в свою очередь, вызывает повышение реальных обменных курсов и снижает конкурентоспособность отечественных торгуемых секторов. Текущий счет ухудшается, делая экономику уязвимой перед колебаниями цен. Кроме того, правительства богатых ресурсами стран, особенно стран, не имеющих прочной институциональной и правовой базы, склонны увеличивать объем дискреционных расходов более чем пропорционально после притока средств, обусловленных сырьевыми товарами.

Исследования показали, что стабилизационные фонды способствуют сглаживанию государственных расходов.Расходы волатильности в странах с стабилизационных фондов может быть 10% до 15% ниже,чем в странах без них. Стабилизационные фонды могут сгладить волатильность расходов. Сильная институциональная база является ключом к управлению стабилизационными фондами и их ресурсами. Диверсификация экспортной продукции снижает нестабильность расходов. В странах с лучше управляемыми реальными расходами государственные расходы менее волатильны. Кроме того, внутренние и международные финансовые рынки могут выступать в качестве буферов для сглаживания расходов. Доказано, что лучшие институты снижают фискальную нестабильность.