Рынку труда может потребоваться три года, чтобы вернуться на уровень до пандемии: Экономист

Стивен Риккиуто, главный экономист Mizuho U.S., обсуждает свой прогноз по инфляции и восстановлению рынка труда после пандемии.

SEANA SMITH: Ну, доходы являются важным фактором в сегодняшнем движении. Но инвесторы также внимательно следят за некоторыми экономическими данными, которые вышли сегодня утром. Число заявок на пособие по безработице упало до самого низкого уровня за последние 19 месяцев. Мы также получили данные по продажам существующих домов за сентябрь, которые показали подъем. Это был самый сильный темп, который мы наблюдали с января.

Так что давайте поговорим о том, как обстоят дела сегодня. И для этого мы хотим пригласить Стивена Риккиуто. Он является главным экономистом Mizuho в США. Стивен, есть несколько моментов, потому что есть признаки того, что восстановление замедляется. Конечно, есть много опасений по поводу инфляции, а также того, что мы наблюдаем в плане кризиса цепочки поставок. Но некоторые из последних данных, которые мы получили, на самом деле были довольно сильными и имели тенденцию в правильном направлении. Итак, какова ваша оценка того, что мы делаем сегодня?

Стивен Риккьюто: Я имею в виду, что экономика все еще находится на твердой восходящей траектории. В этом нет никаких сомнений. На самом деле мы спорим о том, насколько экономика превышает тренд. И было много предположений, что третий квартал будет исключительно сильным, а оценки на третий квартал резко снизились. Но прогноз на четвертый квартал и первый квартал следующего года, безусловно, позитивный.

И я думаю, что именно это проявляется в таких данных, как сегодняшние цифры продаж существующих домов, которые показывают, что все еще существует высокая степень уверенности среди работников, которые хотят приобрести дом и двигаться дальше по жизни. И это уровень уверенности, который показывает, что экономика все еще находится на здоровой траектории, даже несмотря на некоторые опасения людей по поводу ближайших перспектив роста и инфляции. Никто, похоже, не ожидает, что что-то может помешать этой экспансии. И я думаю, что это будет очень долгая экспансия.

АДАМ ШАПИРО: Ну, когда мы говорим о потенциально длительном расширении, Стивен, помогите нам понять, каково истинное определение нехватки рабочей силы? Это нехватка рабочей силы начального уровня, то, что раньше было более низкооплачиваемыми позициями? Или это нехватка квалифицированных специалистов?

Стивен РИККИУТО: Ну, если честно, это комбинация обоих факторов. Одновременно с этим возникает проблема нехватки географических ресурсов. Знаете, в условиях удаленной работы вам нужно больше людей, совместимых с разъемами, для того чтобы взять их на работу, потому что в условиях удаленной работы сложнее обучать. Таким образом, это тоже имеет место.

Но есть также смещение в плане большого количества низкооплачиваемых рабочих мест, когда большая часть населения переехала из районов, где больше не нужны услуги, которые предоставлялись. Но теперь в районах, где эти услуги необходимы дополнительно из-за увеличения притока населения, работникам сферы услуг приходится дольше перемещаться в эти районы, чтобы удовлетворить этот спрос. Поэтому всегда существует переходный период. Это и есть те трения, которые возникают на рынке труда, и это многое из того, что мы испытываем сейчас.

SEANA SMITH: Учитывая тот переходный период, о котором вы говорите, я полагаю, сколько времени, по вашему мнению, должно пройти, чтобы все наладилось?

Стивен Риккьюто: Ну, это займет… Я имею в виду, что с точки зрения ценовых аспектов это займет целый год. Что касается заработной платы, то на это, вероятно, также уйдет целый год, но с отставанием от роста цен. А это означает, что рынку труда потребуется, по меньшей мере, целый год, чтобы вернуться к более нормальному уровню.

Итак, вернутся ли все те 5 миллионов рабочих мест, которые отсутствуют на данный момент в период, предшествовавший COVID? Ответ: возможно, некоторые из этих рабочих мест и не вернутся, но для их восполнения будут созданы альтернативные рабочие места в других отраслях. Но на это потребуется время. Я не ожидаю полного возвращения рынка труда к тому состоянию, в котором он находился до принятия КОСВИДа, по крайней мере, в течение двух, а то и трех лет.

АДАМ ШАПИРО: Возвращаясь к тому, что вы сказали в начале нашей беседы о том, что четвертый квартал и первый квартал, возможно, оказались сильнее, чем первоначально думали люди. Третий квартал должен был стать блокбастером, а затем мы замедлимся. Возможно, мы действительно создали лучшее игровое поле с пониженными ожиданиями в квартале, за который мы сейчас получаем доходы, и более плавным переходом к тому, что будет нормальным после, скажем, первого квартала следующего года?

Стивен РИККИУТО: Ну, я имею в виду, вы задаете отличный вопрос. И ответ действительно таков: прогноз по доходам на следующий год остается положительным. То есть, если рост составит 3,5%, что является моей цифрой, которая все еще ниже, чем консенсус-прогноз в 4,4%, то 3,5% все еще соответствует двузначному росту доходов. А двузначный рост прибыли — это то, что действительно должно быть на рынке, чтобы в 2021 и 2022 годах мы снова поднялись на 10 с лишним процентных пунктов на рынке акций. Так что да, мы на пути к еще одному хорошему году в 2022 году.

Стивен, какова ваша оценка силы потребителя в данный момент? Потому что мы видели противоречивые отчеты, когда речь шла о некоторых из этих показателей, таких как потребительские настроения, потребительская уверенность, а затем то, что мы видим в цифрах розничных продаж. Так как… я полагаю, как вы смотрите на потребителя? Чего нам следует ожидать в преддверии праздничного сезона?

Стивен Риччиуто: Ну, существует ряд ошибочных ожиданий относительно потребителя. Во-первых, нет никакого отложенного спроса на потребительские расходы. Стимулы, предоставленные в период блокировки COVID-19, удовлетворили большую часть этого спроса. Потребитель фактически вернулся к уровню, существовавшему до КОВИДа, и даже превысил его. Поэтому нет никакого отложенного спроса. Есть ресурсы для того, чтобы стимулировать расходы в будущем. Но вы должны помнить, что цена — это ограничение. Знаете, за последние 30 с лишним лет мы приучили американцев ждать распродаж. И, знаете, в течение одного года мы не собираемся отменять это.

С ростом цен, который мы наблюдаем в экономике, я думаю, что самым большим ущербом для экономики в преддверии праздничного сезона будет попытка переложить эти возросшие расходы на потребителя. И я думаю, что многие компании, которые сейчас сообщают вам о своих доходах и говорят, что они думают, что смогут переложить их на потребителя, акцент делается на том, что они думают. Я думаю, они поймут, что не смогут передать все это.

SEANA SMITH: Будет интересно посмотреть, как все это проявится, и только время покажет. Стивен Риккиуто, всегда рад поговорить с вами. Главный экономист Mizuho в США.