Что для вас значат сборы Maker-Taker

Биржи и несколько высокочастотных трейдеров находятся под пристальным вниманием на предмет наличия у регуляторов системы скидок, способных исказить цены, снизить ликвидность и обойтись долгосрочным инвесторам.

Так называемые комиссии мейкера-тейкера предлагают скидку на транзакцию тем, кто предоставляет ликвидность (маркет-мейкер), в то же время взимая плату с клиентов, которые берут эту ликвидность. Основная цель комиссий между производителями и покупателями — стимулировать торговую активность на бирже, предоставляя фирмам стимул размещать заказы, теоретически облегчая торговлю.

Ключевые выводы

  • Комиссия производителя и покупателя, также известная как оплата за поток заказов, предоставляет поставщикам ликвидности скидки за участие в рынках.
  • Мейкеры — это маркет-мейкеры, которые обеспечивают двусторонние рынки, а тейкеры — те, кто торгует по ценам, установленным маркет-мейкерами.
  • Созданная в 1990-х и начале 2000-х годов, система «производитель-покупатель» приобрела популярность с появлением алгоритмической и высокочастотной торговли (HFT).

Создатели и берущие

Производителями, как правило, являются фирмы, занимающиеся высокочастотной торговлей, бизнес-модели которых во многом зависят от специализированных торговых стратегий, разработанных для сбора платежей. Берущими обычно являются либо крупные инвестиционные фирмы, желающие купить или продать большие пакеты акций, либо хедж-фонды, делающие ставки на краткосрочные колебания цен.

Модель «производитель-покупатель» противоречит традиционной схеме «приоритет клиента», согласно которой счетам клиентов отдается приоритет порядка без необходимости платить комиссию за обменные операции. В рамках модели приоритета клиентов биржи взимают комиссию с маркет-мейкеров за транзакции и взимают плату за поток заказов. Затем платежи потока заказов направляются брокерским фирмам для привлечения заказов на данную биржу.

Дополнительный стимул

План производителя-покупателя восходит к 1997 году, когда создатель Island Electronic Communications Network Джошуа Левин разработал модель ценообразования, чтобы дать поставщикам стимул торговать на рынках с узкими спредами. По этому сценарию производители получат скидку 0,002 доллара за акцию, а покупатели будут платить 0,003 доллара за акцию, а биржа сохранит разницу. К середине 2000-х годов стратегии захвата скидки стали основным продуктом рыночных стимулов, при этом выплаты составляли от 20 до 30 центов за каждые 100 проданных акций.

Биржи, использующие программы ценообразования производителя-покупателя, включают платформу Arca Options на NYSE Euronext и платформу NOM NASDAQ OMX Group Inc., а также биржу опционов в США, запущенную BATS Global Markets. International Securities Exchange Holdings, Inc. и Чикагская биржа опционов, принадлежащие CBOE Holdings, Inc., используют систему приоритета клиентов.

Возможные искажения ценообразования

Противники этой практики считают, что публично просматриваемые цены спроса / предложения на рынке оказываются неточными из-за скидок и других скидок. Некоторые оппоненты отмечают, что частые трейдеры используют скидки, покупая и продавая акции по той же цене, чтобы получить прибыль от разницы между скидками, которая скрывает истинную цену активов. Другие утверждают, что платежи производителя и получателя создают ложную ликвидность, привлекая людей, заинтересованных только в скидках и не торгующих акциями.

Исследования, проведенные профессорами финансов Университета Нотр-Дам Шейном Корвином и Робертом Батталио, а также профессором Университета Индианы Робертом Дженнингсом, обнаружили, что  биржевые маклеры регулярно отправляли клиентские заказы на рынки, обеспечивающие наилучшие платежи, что давало худшие результаты, чем если бы брокеры не учитывали платежи.

Более пристальный взгляд на нормативные требования

В январе 2014 года Джеффри Спречер, генеральный директор Intercontinental Exchange (ICE) Group, Inc., владеющей Нью-Йоркской фондовой биржей, призвал регулирующие органы, такие как Регулирующий орган финансовой отрасли  (FINRA) и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), обратить внимание на подробнее о практике ценообразования со скидками. А в письме в SEC группа рынков капитала Королевского банка Канады  заявила, что договоренности между производителем и покупателем способствуют конфликту интересов и, возможно, должны быть запрещены. После протеста сенатор Чарльз Шумер (D.-NY) попросил SEC изучить этот вопрос.

В своем выступлении 2 апреля 2014 года комиссар SEC Луис Агилар объявил, что SEC рассматривает экспериментальную инициативу по сокращению скидок между производителями и покупателями с помощью пилотной программы, которая снимет комиссионные сборы производителей и получателей в избранной группе акций на испытательный срок, чтобы продемонстрировать, как торговля этими ценными бумагами сравнивается с соразмерными акциями, сохраняющими платежную систему производителя-получателя.

Суть

Несмотря на то, что системы комиссионных сборов с конца 1990-х годов стали популярнее, их будущее остается неопределенным, поскольку ученые, финансовые учреждения и политики призывают регулирующих органов изучить модель ценообразования, что может привести к значительным изменениям в практике.