Как рассчитать гудвилл

Как рассчитать гудвилл

Деловая репутация — это нематериальный актив компании. Он может принимать различные формы, включая репутацию, торговую марку, доменные имена, интеллектуальную собственность и коммерческую тайну.

Присвоение числовой стоимости гудвиллу может быть сложной задачей. Однако необходимость определения гудвила часто возникает, когда одна компания покупает другую фирму, дочернюю компанию другой фирмы или какой-либо нематериальный аспект бизнеса этой фирмы. Существует два разных способа расчета гудвила.

Ключевые выводы

  • Деловая репутация — это нематериальный актив, который принимает различные формы, включая репутацию, бренд, доменные имена и интеллектуальную собственность.
  • Необходимость определения деловой репутации часто возникает, когда одна компания покупает другую.
  • Деловая репутация рассчитывается как разница между суммой возмещения, переданной от покупателя к приобретаемой компании, и чистыми идентифицируемыми приобретенными активами.

Понимание доброй воли

Концепция доброй воли в деловых отношениях насчитывает как минимум столетие. Одно из первых определений этого слова появилось в «Законах Англии» Холсбери, обширной энциклопедии, датируемой 1907 г. В нынешнем издании Холсбери (4-  е издание, том 35) говорится:

«Деловая репутация бизнеса — это все преимущество репутации и связи с клиентами, а также обстоятельства, будь то привычки или иные обстоятельства, которые делают эту связь постоянной.В связи с любым бизнесом или бизнес-продуктом он представляет ценность привлечения клиентов, которым обладают имя и репутация ».

При включении гудвила в финансовую отчетность сегодня бухгалтеры полагаются на более прозаические и ограниченные положения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» не позволяет признавать гудвил, созданный внутри компании (собственные бренды, заголовки, издательские названия, списки клиентов и похожие по содержанию статьи).Единственная приемлемая форма гудвила — это гудвил, приобретенный извне, путем объединения бизнеса, покупок или приобретений.

Например, в 2010 году агентство Reuters сообщило, что Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) ( балансе. Однако до приобретения Федерация американских фермерских бюро не могла признать fb.com гудвиллом на своем балансе — помните, гудвилл должен происходить из внешнего, а не внутреннего источника.

Расчет гудвилла

В соответствии с МСФО 3 «Объединение бизнеса»,гудвилл рассчитывается как разница между суммой вознаграждения,переданного от приобретателя в приобретаемой и чистых идентифицируемых активов, приобретенных. Общая формула для расчета гудвила в соответствии с МСФО:

Неконтролирующие доли участия в расчете гудвила

Метод расчета гудвила прост. Морщины появляются при измерении одной из переменных. Как видите, величина неконтролирующей доли участия (NCI) играет важную роль в формуле расчета гудвила. Неконтролирующая доля участия — это доля меньшинства в компании, при которой эта доля не является достаточно существенной для осуществления контроля над компанией.

Согласно МСФО (IFRS) 3 существует два метода оценки неконтролирующей доли участия :

  1. Метод справедливой стоимости или полного гудвила
  2. Пропорциональная доля неконтролирующих акционеров в чистых идентифицируемых активах приобретаемой компании

Оказывается, эти два метода могут давать разные результаты.

Пример: «A Inc.» приобретает «B Inc.», соглашаясь выплатить 150 миллионов долларов (переданное возмещение) для получения 90% доли в B. Справедливая стоимость неконтролирующей доли составляет 16 миллионов долларов. Давайте также оговорим, что справедливая стоимость чистых идентифицируемых активов, которые будут приобретены, составляет 140 миллионов долларов и что ранее не существовало долей в капитале.

Используя метод 1 измерения NCI, сумма гудвила составляет 26 миллионов долларов (150 миллионов долларов + 16 миллионов долларов — 140 миллионов долларов).

При втором методе измерения NCI мы принимаем во внимание 10% B, которые A не приобрел. В результате стоимость гудвила составляет 24 миллиона долларов (150 миллионов долларов + [140 х 0,1] — 140 миллионов долларов). Таким образом, существует разница в 2 миллиона долларов между суммой гудвила, рассчитанной двумя методами.

Особые соображения

Хотя гудвил — это премия, выплачиваемая над справедливой стоимостью предприятия во время операции, стоимость гудвила не может быть продана или куплена как нематериальный актив сам по себе.

Гудвилл может быть сложной задачей для определения его цены, поскольку он состоит из субъективных ценностей. Операции с гудвиллом могут иметь существенный риск того, что приобретающая компания может переоценить гудвил при приобретении и в конечном итоге заплатить слишком много за приобретаемое предприятие.

Однако, несмотря на то, что гудвил нематериален, он поддается количественной оценке и является очень важной частью оценки компании.

Раскрытие информации: на момент написания автор не имел долей участия ни в одной из компаний, упомянутых в этой статье.