Как и почему компании становятся монополиями
Investopedia определяет монополию как «ситуацию, в которой одна компания или группа владеют всем или почти всем рынком определенного типа продукта или услуги». Без какой-либо значимой конкуренции монополии обычно довольно прибыльны. В то время как компании постоянно пытаются увеличить долю рынка, добиться истинного статуса монополиста непросто.
Как и почему компании становятся монополиями?
Ключевые выводы
- Монополия — это компания, которая существует на рынке практически без конкуренции и поэтому может устанавливать свои собственные условия и цены перед потребителями, что делает их очень прибыльными.
- Хотя к монополиям относятся неодобрительно и вызывают подозрения с юридической точки зрения, существует несколько путей, которыми компания может воспользоваться, чтобы монополизировать свою отрасль или сектор.
- Использование прав интеллектуальной собственности, покупка у конкурентов или накопление дефицитных ресурсов, среди прочего, — это способы монополизировать рынок.
- Самый простой способ стать монополистом — предоставить компании исключительные права на предоставление товаров или услуг со стороны государства.
- Созданные государством монополии призваны привести к экономии за счет масштаба, которая принесет пользу потребителям за счет снижения затрат.
Как создать монополию
Есть много способов создать монополию, и большинство из них полагаются на ту или иную помощь со стороны государства. Возможно, самый простой способ стать монополистом — это предоставить компании исключительные права на предоставление товаров или услуг со стороны государства.
Британская Ост-Индская компания, которой британское правительство предоставило исключительные права на импорт товаров в Великобританию из Индии в 1600 году, может быть одной из самых известных монополий, созданных таким образом. На пике своего могущества фирма была фактическим правителем Индии с правом взимать налоги и руководить вооруженными силами.
Точно так же национализация (процесс, посредством которого правительство само берет под свой контроль бизнес или отрасль) является еще одним способом создания монополии. Доставка почты и образование детей — две услуги, которые были национализированы во многих странах. Коммунистические страны часто доводят национализацию до крайности, когда правительство контролирует почти все средства производства.
Авторские права и патенты — это еще один способ использования государственной помощи для создания монополии или почти монополии. Поскольку у правительства есть законы о защите интеллектуальной собственности, создателям этой собственности предоставляется монопольная власть над такими вещами, как идеи, концепции, дизайн, сюжетные линии, песни или даже короткие мелодии.
Хороший пример этого — мир технологий, где авторские права Microsoft Corp ( MSFT ) на программное обеспечение Windows фактически предоставили фирме монополию на то, что составило революционно новый способ навигации и управления своими действиями на экране для пользователей компьютеров.
Доступ к ограниченному ресурсу — еще один способ создать монополию.Это путь, по которому идет Standard Oil под руководством Джона Д. Рокфеллера.Благодаря безжалостной и безжалостной деловой практике Рокфеллер взял под контроль более 90% нефтепроводов и нефтеперерабатывающих заводов в Соединенных Штатах.
Хотя правительство в конце концов разрушило монополию, на это потребовалось несколько попыток и почти 20 лет. Chevron Corporation (CVX), Exxon Mobil Corp. (XOM) и ConocoPhillips Co. (COP) — все это унаследованные компании, возникшие в результате распада этой монополии. De Beers Consolidated Mines Limited также использовала доступ к ограниченному ресурсу — алмазам — для создания монополии.
Слияния и поглощения — еще один способ создать монополию или почти монополию даже при отсутствии ограниченного ресурса. В таких случаях эффект масштаба создает экономическую эффективность, которая позволяет компаниям снижать цены до точки, при которой конкуренты просто не могут выжить.
Почему создаются монополии
Хотя правительства обычно пытаются предотвратить монополии, в определенных ситуациях они сами поощряют или даже создают монополии. Во многих случаях созданные государством монополии призваны привести к экономии за счет масштаба, которая приносит пользу потребителям за счет снижения затрат.
Коммунальные компании, которые поставляют воду, природный газ или электричество, являются примерами предприятий, созданных для получения выгоды от эффекта масштаба. Представьте себе, например, затраты для потребителей, если каждой из 10 конкурирующих компаний водоснабжения придется выкопать местные улицы, чтобы прокладывать собственные водопроводы к каждому дому в городе. Та же логика верна и для газовых труб, и для электросетей.
В других случаях, например, с государственной политикой, регулирующей авторские права и патенты, правительства стремятся поощрять инновации. Если бы у изобретателей не было защиты своих изобретений, все их время, усилия и деньги, потраченные на написание книг, запись песен и проведение исследований и разработок для создания новых лекарств для борьбы с болезнями, были бы потрачены впустую, когда другая компания, крадущая идею, сможет создать конкурирующий продукт по более низкой цене.
Обратная сторона монополий
В то время как монополии хороши для компаний, которые пользуются преимуществами эксклюзивного рынка без конкуренции, они часто не так хороши для потребителей, которые покупают их продукты. Потребители, совершающие покупки у монополистов, часто обнаруживают, что платят неоправданно высокие цены за товары низкого качества.
Кроме того, обслуживание клиентов, связанное с монополиями, часто оставляет желать лучшего. Например, если водопроводная компания в вашем районе предоставляет плохие услуги, у вас нет возможности использовать другого поставщика, который поможет вам принять душ и вымыть посуду. По этим причинам правительства часто предпочитают, чтобы у потребителей был выбор из множества поставщиков, когда это практически возможно.
Краткий обзор
Правительство США выдвинуло обвинения против телефонной компании AT&T в соответствии с Антимонопольным законом Шермана 1974 года, сославшись на ее монополию.В 1984 году компания была разделена на более мелкие региональные компании2.
Однако монополия может быть не менее проблематичной и для потенциальных владельцев бизнеса, потому что неспособность конкурировать с монополией может сделать невозможным открытие нового бизнеса. Это извечная проблема, которая остается актуальной и сегодня, о чем свидетельствует судебное решение заблокировать слияние Sysco Corp (SYY) и US Foods Inc.
Блокирование было основано на том, что объединение двух крупнейших дистрибьюторов продуктов питания в стране создаст такую большую и мощную организацию, что задушит конкуренцию. Предлагаемое слияние Kraft Foods (KRFT) и HG Heinz (HNZ) вызвало аналогичные опасения, хотя в конечном итоге слияние было разрешено.
Часто задаваемые вопросы о монополиях
В чем разница между монополиями и олигополиями?
Монополия — это когда одна компания и ее продукт доминируют во всей отрасли, при этом конкуренция практически отсутствует, и потребители должны покупать этот конкретный товар или услугу у одной компании. Олигополия, когда небольшое число фирм, в отличие от одного, господствуют целая индустрия. Ни одна фирма не доминирует на рынке или не имеет большего влияния, чем другие. Олигополия позволяет этим фирмам вступать в сговор, ограничивая предложение или фиксируя цены для получения прибыли, превышающей нормальную рыночную доходность.
Как монополии США повлияли на экономику в конце 1800-х годов?
В 1800-х годах в США существовало множество монополий. это загнало в угол большую часть отрасли. К ним относятся Джон Д. Рокфеллер и его монополия на нефть, Эндрю Карнеги и сталь, Корнелиус Вандербильт и пароходы. Эти люди, и это лишь некоторые из них, доминировали в своих секторах, подавляли малый бизнес и консолидировали власть. Однако они сделали эти отрасли более эффективными, что привело к росту промышленной мощи Соединенных Штатов, помогая продвигать их к глобальной мощи, которой они стали в 1900-х годах.
Почему в «золотой век» было выиграно мало судебных дел против монополий?
В то время правительство поддерживало монополии или тресты. Только когда в 1890 году был принят антимонопольный закон Шермана, правительство стремилось предотвратить монополию. Даже когда Закон был принят, против него было возбуждено очень мало дел, и большинство из них не увенчались успехом из-за очень маленьких окон судебного толкования того, что является нарушением.
В чем разница между монополией и совершенной конкуренцией?
В условиях монополии существует только одна фирма, которая предлагает товар или услугу, не испытывает конкуренции и устанавливает цену, что делает ее скорее ценообразователем, чем ценообразователем. Барьеры для входа на монополистический рынок высоки. На рынке совершенной конкуренции есть много продавцов и покупателей идентичного продукта или услуги, фирмы конкурируют друг с другом и, следовательно, являются ценовыми, а не производителями, а барьеры для входа на рынок низкие.
Компании на монополистическом рынке могут получить очень высокую прибыль в краткосрочной перспективе, которая превышает нормальную рыночную доходность. В условиях совершенной конкуренции компании не могут получить высокую прибыль в краткосрочной перспективе, поскольку они собирают цену, а не производят ее.
Суть
В то время как монополии, создаваемые правительством или государственной политикой, часто предназначены для защиты потребителей и инновационных компаний, монополии, создаваемые частными предприятиями, призваны устранить конкуренцию и максимизировать прибыль.
Если одна компания полностью контролирует продукт или услугу, эта компания может взимать любую цену, какую пожелает. Потребители, которые не хотят или не могут заплатить цену, не получают продукт. По причинам как хорошим, так и плохим, желание и условия, создающие монополию, будут продолжать существовать.
Соответственно, борьба за их надлежащее регулирование, чтобы дать потребителям определенную степень выбора, а конкурирующим компаниям — возможность функционировать, также будет частью ландшафта на десятилетия вперед.