Важность анализа дебиторской задолженности

Изучая финансовую отчетность, инвесторы часто обращают внимание на выручку, чистую прибыль и прибыль на акцию. Хотя изучение доходов и прибылей компании — хороший способ получить представление о ее общем состоянии, анализ дебиторской задолженности позволяет вам сделать еще один шаг в своем анализе.

Ключевые выводы

  • Дебиторская задолженность измеряет деньги, которые клиенты должны компании за уже предоставленные товары или услуги.
  • Анализ дебиторской задолженности компании поможет инвесторам лучше понять общее финансовое состояние и ликвидность компании.
  • Отношение дебиторской задолженности к продажам помогает инвесторам анализировать степень, в которой продажи бизнеса еще не оплачены.
  • Предприятия, дебиторская задолженность которых принадлежит высокодиверсифицированной клиентской базе, могут быть менее уязвимы, чем те, чья дебиторская задолженность принадлежит клиентам, сосредоточенным в определенном секторе.

Дебиторская задолженность: что это и почему?

Проще говоря, дебиторская задолженность измеряет деньги, которые клиенты должны компании за уже предоставленные товары или услуги. Поскольку бизнес ожидает денег в будущем, бухгалтеры включают дебиторскую задолженность в качестве актива в баланс предприятия. Однако большинство предприятий не рассчитывают получить 100 процентов денег, отраженных в дебиторской задолженности.

Учитывая этот риск неплатежа, вы можете задаться вопросом, почему компании продолжают предоставлять товары и услуги, не требуя предоплаты. Имея дело с постоянными и надежными клиентами, бизнес может получить выгоду от продажи своих товаров и услуг в кредит. Таким образом можно будет увеличить объем продаж, а также снизить транзакционные издержки. Например, компания может периодически выставлять счета надежным клиентам вместо того, чтобы обрабатывать многочисленные мелкие платежи.

Проблема в том, что дебиторская задолженность отражает деньги, причитающиеся ненадежным клиентам. Клиенты могут по умолчанию на их платежи, заставляя бизнес принять потерю. Чтобы учесть этот риск, предприятия основывают свою финансовую отчетность на предположении, что не вся их дебиторская задолженность будет оплачена покупателями. Бухгалтеры называют эту часть скидкой на безнадежные долги.

По номинальной стоимости невозможно определить, является ли дебиторская задолженность компании показателем здоровой или нездоровой деловой практики. Инвесторы могут получить эти знания только путем тщательного анализа.

Как анализировать дебиторскую задолженность

За прошедшие годы аналитики разработали множество различных методов, позволяющих выявить качество дебиторской задолженности бизнеса.

Один из простейших доступных методов — использование соотношения дебиторской задолженности к продажам. Этот коэффициент, который складывается из дебиторской задолженности предприятия, разделенной на его продажи, позволяет инвесторам определить степень, в которой продажи бизнеса еще не оплачены покупателями в определенный момент времени. Более высокий показатель предполагает, что у компании могут возникнуть трудности со сбором платежей от клиентов.

Другой простой метод состоит в изучении того, как с течением времени менялись скидки на безнадежные долги. Этот резерв обычно указывается в примечаниях к финансовой отчетности, хотя иногда он включается в баланс. Если резервы на безнадежные долги существенно выросли, бизнес может пострадать от структурного дефицита в отношении его способности собирать платежи от своих клиентов.

В то же время резкое снижение резерва по безнадежным долгам может указывать на то, что руководству компании пришлось полностью списать часть своей дебиторской задолженности.

Прочтите примечания к финансовой отчетности

Другие методы анализа более требовательны. Например, в примечаниях к финансовой отчетности могут упоминаться конкретные клиенты с непогашенной задолженностью. Соберите эти имена и исследуйте кредитоспособность каждого клиента, имеющего задолженность, индивидуально. Затем вы можете оценить вероятность того, что каждый клиент погасит свою часть дебиторской задолженности бизнеса.

Хотя этот анализ может дать ценную информацию, он также может занять много времени, поскольку процесс оценки кредитоспособности может стать очень сложным.

Более доступный метод оценки качества дебиторской задолженности предприятия состоит в анализе степени диверсификации клиентов- должников по отраслям. Бизнес, дебиторская задолженность которого принадлежит клиентам, сосредоточенным в определенном секторе, может оказаться уязвимым к дефолту в случае экономического спада, затрагивающего этот сектор.

И наоборот, бизнес, дебиторская задолженность которого принадлежит высокодиверсифицированной клиентской базе, может быть менее уязвимым, исходя из того, что экономический спад в каком-либо конкретном секторе вряд ли существенно повлияет на уровень погашения его дебиторской задолженности в целом.

Продолжая эту логику, инвесторы могут считать бизнес относительно безопасным, если каждый из его клиентов-должников должен только относительно небольшую часть его дебиторской задолженности. В таких условиях невыполнение обязательств одним из клиентов вряд ли окажет существенное влияние на общее финансовое состояние компании.

Наконец, еще один распространенный метод анализа состоит в исследовании того, в какой степени каждый из клиентов просрочен по своим платежам. Этот метод, называемый «старением» дебиторской задолженности, может помочь ответить на вопрос о том, существовали ли проблемы с конкретными клиентами в долгосрочной перспективе. Как и большинство методов, этот анализ дает более информативные результаты, если инвесторы проводят его с использованием данных за расширенный период времени.

Суть

В дополнение к методам, описанным выше, существует множество других способов анализа дебиторской задолженности. Хотя отдельные инвесторы не согласятся с выбором наилучшего метода, немногие будут спорить о том, что анализ дебиторской задолженности является важным компонентом комплексной проверки инвестиций.