Эффект храповика

Что такое Эффект храповика?

Эффект храповика, кейнсианская теория, гласит, что если цены выросли синхронно с ростом совокупного спроса , они не всегда меняют направление, когда этот спрос падает.

Ключевые моменты

  • Эффект храповика, кейнсианская теория, гласит, что, если цены выросли синхронно с ростом совокупного спроса, они не всегда меняют направление, когда этот спрос падает.
  • Эффект храповика впервые появился в работе Алана Пикока и Джека Уайзмана « Рост государственных расходов в Соединенном Королевстве».
  • Основная проблема с эффектом храповика заключается в том, что в определенных ситуациях люди привыкают к постоянному росту, даже на рынках, которые могут быть насыщены.

Понимание эффекта храповика

Определенные тенденции в экономике имеют тенденцию к самовоспроизводству, особенно в сфере производства. Например, если магазин, продажи которого в течение некоторого времени оставались неизменными, принимает некоторые изменения в компании, такие как новые управленческие стратегии, капитальный ремонт персонала или более совершенные программы стимулирования, и магазин получает больший доход, чем раньше, магазину будет трудно оправдать производство меньше. Поскольку фирмы всегда стремятся к росту и увеличению  прибыли, сократить производство сложно.

Эффект храповика относится к эскалации производства или цен, которые имеют тенденцию к самовоспроизводству. После того, как производственные мощности были добавлены или цены были увеличены, эти изменения трудно обратить вспять, потому что люди находятся под влиянием предшествующего самого высокого уровня производства.

Эффект храповика впервые появился в работе Алана Пикока и Джека Уайзмана « Рост государственных расходов в Соединенном Королевстве». Пикок и Уайзман обнаружили, что после периодов кризиса государственные расходы стремительно растут. Точно так же правительствам трудно свернуть огромные бюрократические организации, созданные изначально для временных нужд, например, во время вооруженного конфликта или экономического кризиса. Правительственная версия эффекта храповика аналогична той, что применялась в крупных компаниях, которые добавляют мириады уровней бюрократии для поддержки более широкого и сложного набора продуктов, услуг и инфраструктуры для поддержки всего этого.

Эффект храповика также может повлиять на капитальные вложения крупной фирмы. Например, в автомобильной промышленности конкуренция заставляет компании постоянно создавать новые функции для своих автомобилей. Это требует дополнительных инвестиций в новое оборудование или квалифицированного рабочего другого типа, что увеличивает стоимость рабочей силы . После того, как автомобильная компания сделала эти инвестиции и добавила эти функции, становится трудно сократить производство. Фирма не может тратить свои вложения в физический капитал, необходимый для модернизации, или человеческий капитал в виде новых работников.

Аналогичные принципы применимы к эффекту храповика с точки зрения потребителя, поскольку завышенные ожидания усиливают процесс потребления. Если компания производила 20 унций газированной воды в течение десяти лет, а затем уменьшила размер содовой до 16 унций, потребители могут почувствовать себя обманутыми, даже если произойдет соразмерное снижение цен.

Эффект храповика также применяется к заработной плате и ее повышению. Рабочие редко (если вообще когда-либо) соглашаются на снижение заработной платы, но они также могут быть недовольны повышением заработной платы, которое они считают недостаточным. Если менеджер получает повышение заработной платы на 10% в течение одного года и повышение заработной платы на 5% в следующем году, он может почувствовать, что нового повышения зарплаты недостаточно, хотя он по-прежнему получает повышение зарплаты.

Основная проблема с эффектом храповика заключается в том, что в определенных ситуациях люди привыкают к постоянному росту даже на рынках, которые могут быть насыщенными. Таким образом, рынок может больше не удовлетворять желания и потребности потребителей, что противоречит главной цели экономики.

Эффект храповика и рынки труда

На рынках труда эффект храповика проявляется в ситуациях, когда работники, которым выплачивается заработная плата по результатам, предпочитают ограничивать свой выпуск . Они делают это, потому что ожидают, что компания отреагирует на более высокий уровень выпуска повышением требований к выпуску или сокращением заработной платы. Это представляет собой многопериодную проблему принципала-агента. Однако эффект храповика на рынках труда практически исчезает, когда вводится конкуренция. Это верно независимо от того, благоприятствуют ли рыночные условия фирмам или рабочим.

Влияние эффекта храповика на промышленность

Эффект храповика влияет на то, как компании тратят капитал. В автомобильной промышленности, например, конкуренция заставляет производителей автомобилей постоянно добавлять новые функции и изменения в предыдущие модели. После того, как компания вложила средства в оборудование и персонал для производства новых версий своих автомобилей, они не смогут сократить производство и отстать от конкурентов, поскольку это приведет к потере предыдущих инвестиций. В то же время давление со стороны потребительского рынка также требует новых и лучших моделей по более низким ценам.

Эффект храповика также можно наблюдать в отрасли авиаперевозок, из-за которой все труднее прекращать программы для часто летающих пассажиров. Кроме того, бытовая техника постоянно приобретает все больше функций, как и новые версии программного обеспечения и т. Д. При всех таких улучшениях постоянно ведутся споры о том, действительно ли добавленные функции улучшают удобство использования или просто увеличивают склонность людей покупать товары.