Веблен Гуд

Что такое Веблен?

Товар Веблен — это товар, спрос на который растет по мере роста цены из-за его исключительного характера и привлекательности как символа статуса. У товаров Веблена есть восходящая кривая спроса, которая противоречит типичной нисходящей кривой. Однако товар Веблена, как правило, является высококачественным, желанным продуктом, в отличие от товара Гиффена, который представляет собой низкокачественный товар, не имеющий легкодоступных заменителей.

Ключевые выводы

  • Товар Веблен — это товар, спрос на который растет по мере роста цены.
  • Товары Веблена — это, как правило, качественные товары, которые сделаны качественно, эксклюзивны и являются символом статуса.
  • Товары Веблена обычно востребованы состоятельными потребителями, которые ценят полезность товара.
  • Примеры товаров Веблена включают дизайнерские украшения, яхты и роскошные автомобили.
  • Кривая спроса на товары Веблена имеет восходящий наклон, в отличие от нормальной кривой спроса, которая имеет наклон вниз.
  • Чаще всего, когда цена на товары Веблена растет, растет спрос; когда цена на товары Веблена падает, спрос падает.

Что такое вебленский товар

Увеличение спроса на товар Веблена отражает вкусы и предпочтения потребителей, в отличие от товаров Гиффена, повышение спроса на товары Веблена напрямую связано с повышением цен. Термин назван в честь американского экономиста Торстейна Веблена, который известен тем, что ввел термин «демонстративное потребление».

Товары Веблена довольно обычны, в отличие от товаров Гиффена, которые трудно поддаются идентификации. Очень дорогие товары, такие как дизайнерские украшения, дорогие часы, яхты и роскошные автомобили, которые продаются как «эксклюзивные» или которые создают впечатление успеха, могут быть классифицированы как товары Веблена.

Товары Веблена обычно нацелены на состоятельных людей, имеют очень сильную идентичность бренда, которая является синонимом роскоши, и с гораздо большей вероятностью будут продаваться в высококлассных бутиках, чем в обычных универмагах. Во всех смыслах и целях товар Веблена — это предмет роскоши, который большинство населения не купит или не сможет купить.

Противоречие обычным рыночным силам

Товары Веблена противоречат основному закону спроса, который гласит, что количество спроса обратно пропорционально цене из-за их исключительной привлекательности. Если цена желанного и дорогого продукта повышается, это может фактически повысить его привлекательность для сознательных людей, поскольку в настоящее время он становится еще более недоступным для среднего потребителя.

Но если цена на такой продукт будет снижена, его исключительная привлекательность может снизиться, что приведет к тому, что потребители, заботящиеся о своем статусе, будут избегать его, и в то же время он останется слишком дорогим для массового рынка. Таким образом, общий спрос будет снижаться с более низкими ценами, а не расти.

Хотя не существует конкретной ценовой точки, которая может быть определена как разделительная линия между товаром Веблена и обычным товаром, можно с уверенностью предположить, что товар Веблена обычно стоит экспоненциально выше, чем базовый товар той же категории. Возьмем корпус часов. Часы хорошего качества широко доступны по цене менее 100 долларов, но, чтобы квалифицироваться как товар Веблена, часы, вероятно, будут иметь четырех, пяти- или шестизначную цену.

Поведенческое воздействие товара Веблена

Исследования показывают, что люди счастливее и получают больше пользы от покупки товаров Веблена. Это результат того, что добро заставляет человека чувствовать себя более эксклюзивным и важным, зная, что он покупает что-то высококачественное, недоступное для других. Многие считают, что это стоит той премии, которую они платят.

Иногда, когда товар стоит дорого, человек автоматически считает его более качественным, хотя на самом деле это не обязательно так. Многие компании поставляют или производят свои товары в одних и тех же регионах или на заводах, но из-за маркетинга и идентичности бренда некоторые из них продаются с наценкой.

Потребители автоматически связывают более высокую цену с лучшим качеством. Если цена на тот же товар повышается, потребители могут воспринимать это как более высокое качество и готовы платить более высокую цену.

Точно так же, когда товар считается труднодоступным, состоятельный потребитель готов платить за него больше. Это обычно наблюдается в мире искусства. Картины умерших художников, таких как Пикассо или Моне, продаются за миллионы долларов из-за того, что существует ограниченное количество. Цена не обязательно отражает качество искусства, но тот факт, что картины художника недоступны в обществе.