Какая бизнес-модель лучше? Зависит от отрасли

Компании бизнес — модель является важным представлением о том, как компания ведет свой бизнес. Несмотря на размер бизнеса или отрасли, в которой работает бизнес, бизнес-модель подробно описывает, как организация создает и поставляет продукты или услуги, конкретные бизнес-процессы, инфраструктуру, стратегии привлечения клиентов и предполагаемую клиентскую базу. Бизнес-модели бывают самых разных форм. Среди распространенных видов — модели прямых продаж, франшизы, freemium и подписки.

Ключевые выводы

  • У бизнеса есть несколько способов заработать деньги, но на рынке доминирует несколько проверенных бизнес-моделей.
  • Сюда входят прямые продажи, подписка, freemium и франчайзинговая модель.
  • В зависимости от того, что делает или делает ваш бизнес, одна из этих моделей получения дохода, вероятно, станет наиболее подходящим способом ведения вашего бизнеса.

Прямые продажи

Согласно бизнес-модели прямых продаж, продажи продуктов или услуг приносят доход через сеть продавцов, которые продают напрямую покупателям. Как правило, в рамках бизнес-модели прямых продаж фиксированного розничного местоположения не существует. Вместо этого отдельные продавцы связаны с крупной материнской компанией и получают инструменты, позволяющие им стать индивидуальными предпринимателями.

Прямые продажи осуществляются посредством презентаций или демонстраций продукта или услуги в индивидуальной обстановке или во время вечеринки у потенциального клиента дома или на работе. Владельцы бизнеса, занимающиеся прямыми продажами, получают часть своих продаж, в то время как компания, производящая продукт, сохраняет оставшуюся выручку. Такие компании, как Avon, Arbonne и Herbalife, являются примерами бизнес-модели прямых продаж.

Модель франшизы

Согласно бизнес-модели франчайзинга, владельцы бизнеса приобретают бизнес-стратегию другой организации. Вместо того, чтобы создавать новый продукт и цепочку распространения для доставки этого продукта потребителям, франчайзи приобретает долю владения в бизнес-модели, которая уже была успешно разработана. Компания, предлагающая свой запатентованный продукт или услугу, свои бизнес-процессы и бренд, известна как франчайзер, и она получает выгоду от сокращения объема капитала, используемого для строительства новых мест.

Владельцы франшиз зарабатывают часть дохода, полученного от их местоположения, а франчайзер собирает лицензионные сборы в дополнение к процентной доле от выручки от продаж, полученной от франчайзи. Популярные компании, рост которых зависит от бизнес-модели франшизы, включают McDonald’s и Subway.

Модель Freemium

Для компаний, предлагающих личные или бизнес-услуги через Интернет, распространена бизнес-модель freemium. В рамках модели freemium бизнес бесплатно предоставляет услугу потребителю, чтобы заложить основу для будущих транзакций. Предлагая услуги базового уровня бесплатно, компании строят отношения с клиентами, в конечном итоге предлагая им расширенные услуги, надстройки или пользовательский интерфейс без рекламы за дополнительную плату. Модель freemium, как правило, хорошо работает для интернет-предприятий с небольшими затратами на привлечение клиентов, но высокой жизненной ценностью. Spotify и Skype работают по бизнес-модели freemium.

Модель подписки

Компании, работающие в отрасли с высокими затратами на привлечение клиентов, могут выбрать бизнес-модель с подпиской или регулярным доходом. Целью бизнес-модели подписки является удержание клиентов по долгосрочному контракту и обеспечение постоянного дохода от повторной покупки продукта или услуги.

Бизнес-модели онлайн-подписки обычно требуют, чтобы клиент подписался на планы автоматических платежей. Они могут взимать плату за отмену контракта, который заканчивается раньше установленного срока. Организации кредитного мониторинга, такие как Experian и Equifax, используют бизнес-модель подписки, так же как и коммунальные и телефонные компании.

Суть

Существует столько же типов бизнес-моделей, сколько видов бизнеса. Прямые продажи, франчайзинг, рекламные магазины и обычные магазины — все это примеры традиционных бизнес-моделей. Есть и гибриды, такие как предприятия, сочетающие интернет-розницу с обычными магазинами, или спортивные организации, такие как  NBA.

Но не для каждой отрасли подходят все типы бизнес-моделей. Более того, в рамках этих широких категорий каждый бизнес-план уникален. Рассмотрим индустрию бритья. Gillette с радостью продает свою бритвенную ручку Mach3 по цене или ниже, чтобы привлечь постоянных клиентов к своим более выгодным бритвенным лезвиям. Бизнес-модель основана на том, чтобы отдать ручку, чтобы получить эти лезвия. Этот поворот в более широкой бизнес-модели freemium теперь известен как модель  бритвы и лезвия; но это также может применяться к компаниям в любом бизнесе, которые продают продукт с большой скидкой, чтобы поставлять зависимый товар по значительно более высокой цене. Суть в том, чтобы выбрать ту бизнес-модель, которая больше всего подходит для продуктов или услуг, которые вы предлагаете.