Теория агентства и теория заинтересованных сторон: в чем разница?

Теория агентства против теории заинтересованных сторон: обзор

Существуют определенные теории, объясняющие деловые отношения и используемые для понимания и объяснения этих отношений. В частности, теории позволяют понять проблемы бизнеса. В бизнесе есть проблемы, которые могут быть результатом подлинной дезинформации или могут быть вызваны столкновением деловых интересов.

Теории агентских отношений и заинтересованных сторон часто используются для обозначения интересов акционеров, сотрудников, клиентов, общественности и поставщиков. Многие проблемы, которые проявляются в деловом мире в результате неполной информации, недопонимания и конфликта, можно объяснить с помощью этих двух теорий.

Ключевые выводы

  • Теория агентства стремится очертить интересы принципала и агента, который может включать отдельного человека и специалиста по финансовому планированию.
  • Теория заинтересованных сторон предполагает, что существуют различия между отдельными группами внутри организации, такими как сотрудники, инвесторы и поставщики.
  • Теория агентских отношений в первую очередь фокусируется на интересах акционера (акционеров), в то время как основная теория включает весь спектр заинтересованных сторон.

Теория агентства

Теория агентских отношений описывает проблемы, которые возникают, когда одна сторона представляет другую в бизнесе, но придерживается различных взглядов на ключевые бизнес-вопросы или отличается от интересов принципала. Агент, действующий от имени другой стороны, может не согласиться с наилучшим курсом действий и позволить личным убеждениям повлиять на результат транзакции.

Агент также может действовать в личных интересах, а не в интересах принципала. Это может привести к конфликту между двумя сторонами и может стать проблемой агентства. Теория агентских отношений имеет тенденцию сосредотачиваться в основном на интересах акционеров.

Теория заинтересованных сторон

Теория заинтересованных сторон описывает состав организаций как совокупность различных индивидуальных групп с разными интересами. Эти интересы, вместе взятые, представляют волю организации. В максимально возможной степени деловые решения должны учитывать интересы этой коллективной группы и способствовать общему сотрудничеству.

Конфликт представляет собой размывание этих интересов. Свести эти отдельные группы вместе для достижения соглашения не всегда возможно, поэтому бизнес-решения должны учитывать каждую точку зрения и оптимизировать процесс принятия решений, чтобы учесть все голоса.

Ключевые отличия

Согласно теории агентских отношений, существуют различия в том, что принципал и агент считают лучшим курсом действий, что также известно как проблема принципала-агента. Теория агентов может возникнуть в таких случаях, как менеджеры портфелей — агенты, управляющие активами от имени лица или компании — принципала. Убытки агентства возникают, когда принципал предполагает, что убыток произошел из-за действий агента, которые не отвечали интересам принципала.

Согласно теории заинтересованных сторон, приоритеты заинтересованных сторон — внутренние или внешние — различаются. Внутренние заинтересованные стороны могут включать сотрудников, инвесторов или владельцев. К внешним заинтересованным сторонам относятся те, на которых влияют решения компании, например поставщики или кредиторы.

Примером может служить конфликт между руководством компании и акционерами. Руководство может принимать решения, которые не обязательно увеличивают акционерную стоимость, что противоречит интересам акционеров. Компенсация, основанная на результатах, которая связывает стимулы руководства с акционерной стоимостью, является одним из способов, с помощью которого компании обращаются к теории заинтересованных сторон. Однако это не имеет собственных проблем, включая попытки повысить краткосрочные результаты за счет долгосрочного роста.