Консьюмеризм

Что такое консьюмеризм?

Консюмеризм — это идея о том, что увеличение потребления товаров и услуг, приобретаемых на рынке, всегда является желаемой целью и что благополучие и счастье человека в основном зависят от приобретения потребительских товаров и материальных ценностей. В экономическом смысле это связано с преимущественно кейнсианской идеей о том, что потребительские расходы являются ключевой движущей силой экономики и что поощрение потребителей к тратам является основной целью политики. С этой точки зрения консьюмеризм — положительное явление, которое способствует экономическому росту.

В общем смысле потребительство относится к тенденции людей, живущих в капиталистической экономике, вести образ жизни чрезмерного материализма, который вращается вокруг рефлексивного, расточительного или явного чрезмерного потребления. В этом смысле общепринято считать, что консьюмеризм способствует разрушению традиционных ценностей и образа жизни, эксплуатации потребителей крупным бизнесом, ухудшению состояния окружающей среды и негативным психологическим последствиям. Раннее использование этого термина в середине 20-го века должно было иметь положительную коннотацию, которая подчеркивала преимущества, которые капитализм должен был предложить потребителям в плане повышения уровня жизни и экономической политики, которая будет отдавать приоритет интересам потребителей, но эти значения вышли из употребления.

Ключевые моменты

  • Консьюмеризм — это теория, согласно которой людям, потребляющим товары и услуги в больших количествах, будет лучше.
  • Некоторые экономисты считают, что потребительские расходы приводят к увеличению производства и экономическому росту.
  • Однако потребительство широко критиковалось за его экономические, социальные, экологические и психологические последствия.

Понимание консьюмеризма

Как проводят потребители, экономисты предполагают , что потребители выигрывают от полезности из потребительских товаров, которые они покупают, но бизнес также выгоду от увеличения продаж, доходов и прибыли. Например, если продажи автомобилей увеличиваются, производители автомобилей увидят рост прибыли. Кроме того, компании, производящие сталь, шины и обивку для автомобилей, также отмечают рост продаж. Другими словами, расходы потребителя могут принести пользу экономике и, в частности, деловому сектору. Из-за этого предприятия (и некоторые экономисты) стали рассматривать увеличение потребления как важнейшую цель в создании и поддержании сильной экономики, независимо от выгоды для потребителя или общества в целом.

В кейнсианской макроэкономике увеличение потребительских расходов с помощью налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики является основной целью для лиц, определяющих экономическую политику. Потребительские расходы составляют львиную долю совокупного спроса и валового внутреннего продукта , поэтому увеличение потребительских расходов рассматривается как наиболее эффективный способ направить экономику в сторону роста. Сбережения могут даже рассматриваться как вредные для экономики, поскольку они происходят за счет немедленных потребительских расходов.

Потребительство также помогает формировать некоторые методы ведения бизнеса. Запланированное устаревание потребительских товаров может сместить конкуренцию между производителями за производство более долговечных товаров. Маркетинг и реклама могут быть сосредоточены на создании потребительского спроса на новые продукты, а не на информировании потребителей.

Помимо этих эффектов, консьюмеризм предполагает влияние, которое увеличение потребления само по себе и представление о потребителе как о цели экономической политики и дойной корове для делового сектора оказывает на потребителя и общество, в котором функционирует экономика. Экономист Торстейн Веблен разработал концепцию демонстративного потребления , при которой потребители покупают, владеют и используют продукты не ради их непосредственной потребительской ценности, а как способ обозначения социального и экономического статуса. По мере повышения уровня жизни после промышленной революции заметное потребление росло. Высокие темпы демонстративного потребления могут закончиться расточительной деятельностью с нулевой или даже отрицательной суммой, поскольку реальные ресурсы используются для производства товаров, использование которых не ценится. Это может быть аналогично феномену поиска ренты , включая связанные с этим безвозвратные потери , но с социальным статусом как целью, а не политическим влиянием.

Преимущества консьюмеризма

Сторонники консьюмеризма указывают на то, как потребительские расходы могут двигать экономику вперед и вести к увеличению производства товаров и услуг. В результате увеличения потребительских расходов может произойти рост ВВП или валового внутреннего продукта. В США признаки здорового потребительского спроса можно найти в показателях уверенности потребителей, розничных продажах и расходах на личное потребление. Владельцы бизнеса, рабочие в промышленности и владельцы сырьевых ресурсов могут получать прибыль от продажи потребительских товаров либо напрямую, либо покупателями, находящимися ниже по цепочке.

Недостатки консьюмеризма

Потребительство можно критиковать по экономическим причинам. В форме демонстративного потребления потребительство может привести к огромным реальным издержкам для экономики. Потребление реальных ресурсов в условиях конкуренции за социальный статус с нулевой или отрицательной суммой может компенсировать коммерческие выгоды в современной индустриальной экономике и привести к разрушительному созданию рынков потребительских и других товаров. Потребительство также может побуждать потребителей брать на себя непосильные долги, что может способствовать финансовым кризисам и рецессиям.

Потребительство также часто критикуют по культурным мотивам. Некоторые видят, что потребительство может привести к материалистическому обществу, в котором пренебрегают другими ценностями. Традиционные способы производства и образ жизни могут быть заменены сосредоточением внимания на потреблении все более дорогостоящих товаров в больших количествах. Потребительство часто ассоциируется с глобализацией в продвижении производства и потребления товаров и брендов, торгуемых на мировом рынке, что может быть несовместимо с местной культурой и моделями экономической деятельности.

Экологические проблемы часто связаны с консьюмеризмом в той степени, в которой производство потребительских товаров и прямое воздействие потребления создают экологические внешние эффекты . К ним могут относиться загрязнение производственными отраслями, истощение ресурсов из-за повсеместного демонстративного потребления и проблемы с удалением отходов излишков потребительских товаров и упаковки.

Наконец, потребительство часто критикуют по психологическим причинам. Его обвиняют в увеличении статусной тревожности, когда люди испытывают стресс из-за усиления конкуренции за социальный статус в постоянном стремлении «не отставать от Джонсов» за счет увеличения своего потребления. Психологические исследования показали, что люди, которые строят свою жизнь вокруг потребительских целей, таких как приобретение продукта, сообщают о более плохом настроении, большем несчастье в отношениях и других психологических проблемах. Психологические эксперименты показали, что люди, придерживающиеся потребительских ценностей, основанных на богатстве, статусе и материальном достатке, проявляют большую тревогу и депрессию. Другие показывают, что поощрение людей идентифицировать себя как потребителей ведет к снижению доверия, снижению личной ответственности и готовности к сотрудничеству с другими.