Варианты Greenshoe: лучший друг IPO

Компании, желающие выйти на рынок и продать акции населению, могут стабилизировать начальную цену с помощью юридического механизма, называемого опционом на покупку акций.«Зеленая обувь» — это пункт, содержащийся в соглашении об андеррайтинге первичного публичного предложения (IPO), который позволяет андеррайтерам покупать до дополнительных 15% акций компании по цене размещения.Инвестиционные банки и андеррайтеры, участвующие в процессе «зеленой обуви», могут воспользоваться этой возможностью, если общественный спрос превышает ожидания, а акции торгуются выше цены предложения.

Происхождение Greenshoe

Термин «зеленая обувь» происходит от компании Green Shoe Manufacturing Company (теперь она называется Stride Rite Corporation), основанной в 1919 году. Это была первая компания, включившая пункт о зеленой обуви в свое соглашение об андеррайтинге.  Юридическое название — «опцион на сверхраспределение», потому что, помимо первоначально предложенных акций, для андеррайтеров зарезервированы дополнительные акции.Этот тип опциона является единственным санкционированным SEC методом для андеррайтера юридической стабилизации нового выпуска после определения цены размещения. SEC представила этот вариант для повышения эффективности и конкурентоспособности процесса сбора средств на IPO.

Стабилизация цен

Вот как работает вариант с зеленым ботинком:

  • Андеррайтер действует как посредник, как дилер, находя покупателей на недавно выпущенные акции своего клиента.
  • Продавцы (владельцы и директора компании) и покупатели (андеррайтеры и клиенты) определяют цену акций. 
  • Как только цена акций определена, они готовы к публичной торговле. Затем андеррайтер использует все законные средства, чтобы удерживать цену акций выше цены размещения.
  • Если андеррайтер обнаружит, что существует вероятность того, что акции упадут ниже цены размещения, он может воспользоваться опционом на покупку акций.

Чтобы сохранить контроль над ценами, андеррайтер перепродает или продает до 15% больше акций, чем изначально предлагалось компанией.

Например, если компания решает продать 1 миллион акций публично, андеррайтеры могут реализовать свой опцион на покупку акций и продать 1,15 миллиона акций. Когда акции установлены по цене и могут быть публично проданы, андеррайтеры могут выкупить 15% акций. Это позволяет андеррайтерам стабилизировать колебания цен на акции путем увеличения или уменьшения предложения в  соответствии с первоначальным общественным спросом.

Если рыночная цена  превышает цену размещения, андеррайтеры не могут выкупить эти акции без убытков. Здесь полезен вариант «зеленой обуви», позволяющий андеррайтерам выкупать акции по цене размещения, тем самым защищая их интересы.

Если публичное размещение торгуется ниже цены размещения, это называется «проблемой перерыва». Это может создать у общественности впечатление, что предлагаемые акции могут быть ненадежными, что может побудить новых покупателей продать акции или воздержаться от покупки дополнительных акций. Чтобы стабилизировать цены в этом сценарии, андеррайтеры используют свой опцион и выкупают акции по цене размещения, возвращая эти акции кредитору ( эмитенту ).

Полная, частичная и обратная гриншот

Количество акций, выкупаемых андеррайтером, определяет, будут ли они использовать частичную или полную прибыль.Частичная оценка показывает, что андеррайтеры могут выкупить только часть запасов до того, как цена акций вырастет.Полный отказ происходит, когда они не могут выкупить какие-либо акции до того, как цена на них вырастет.Андеррайтер использует полную возможность, когда это происходит, и покупает по цене предложения.Опцион на покупку акций может быть реализован в любое время в течение первых 30 дней после размещения.

Обратный опцион Greenshoe оказывает такое же влияние на цену акций, как и обычный опцион Greenshoe, но вместо покупки акций андеррайтер может покупать акции на открытом рынке и продавать их обратно эмитенту, но только если цена акций падает ниже цена размещения. 

Вариант Greenshoe в действии

Компании часто предлагают опцию Greenshoe в своих соглашениях об андеррайтинге.Например, Exxon Mobil Corporation (NYSE:XOM ) продала дополнительно 84,58 миллиона акций во время первичного публичного предложения, поскольку инвесторы разместили заказы на покупку 475,5 миллиона акций, хотя изначально компания предлагала только 161,9 миллиона акций.Компания пошла на этот шаг, потому что спрос намного превышал предложение акций.

Суть

Опцион Greenshoe снижает риск для компании, выпускающей новые акции, позволяя андеррайтеру иметь покупательную способность для покрытия коротких позиций в случае падения цены акции без риска необходимости покупать акции в случае роста цены. В свою очередь, это поддерживает стабильность цены акций, что приносит пользу как эмитентам, так и инвесторам.