Забалансовые организации: введение

Забалансовые объекты — это активы или долги, которые не отображаются в балансе компании. Инвесторы используют балансы, чтобы понять активы и обязательства компании, а также оценить ее финансовое состояние. Поскольку активы лучше, чем обязательства, компании хотят иметь больше активов и меньше обязательств на своих балансах и будут размещать свои обязательства во внебалансовых структурах.

Понимание внебалансовых единиц

Забалансовые организации позволяют компаниям снимать активы или долги со своих балансов. Например, нефтедобывающие компании часто создают забалансовые дочерние компании для финансирования проектов по разведке нефти.

Материнская компания может создать дочернее предприятие и закрутить его путем продажи контрольного пакета акций (или всю компанию) для инвесторов. Эта продажа принесет материнской компании прибыль, а потенциальный риск банкротства нового бизнеса переложит на инвесторов. После сделки дочерняя компания больше не отображается на балансе материнской компании.

Опасности забалансовых организаций

Однако слишком часто забалансовые организации используются для искусственного завышения прибыли и повышения финансовой безопасности компаний, чем они есть на самом деле. Сложный и запутанной массив инвестиционных средств в том числе, но не ограничиваясь ими, обеспеченных долговыми обязательствами, субстандартного ипотечных ценных бумаг и кредитных дефолтных свопов используются для удаления долга с корпоративных балансов. Материнская компания перечисляет выручку от продажи этих объектов как активы, но не перечисляет финансовые обязательства, которые возникают с ними, как обязательства.

Например, рассмотрим ссуды, предоставленные банком. После выдачи ссуды обычно хранятся в бухгалтерских книгах банка как актив. Однако, если эти ссуды секьюритизируются и продаются как инвестиции, секьюритизированный долг (за который несет ответственность банк) не хранится в бухгалтерских книгах банка. Этот бухгалтерский маневр способствует росту курса акций фирмы-эмитента и искусственно завышает прибыль, позволяя генеральным директорам претендовать на солидный баланс и в результате получать огромные бонусы.

История мошенничества

Enron скандал был одним из первых событий, чтобы принести использование вне балансовых субъектов общественного внимания. В случае Enron компания построила бы такой актив, как электростанция, и немедленно потребовала бы прогнозируемую прибыль в своих бухгалтерских книгах, даже если бы не получила на этом ни цента. Если бы выручка от электростанции была меньше прогнозируемой суммы, вместо того, чтобы принять убыток, компания затем передала бы эти активы неучтенной корпорации, где убытки не были бы зарегистрированы.

Вся банковская отрасль придерживалась той же практики, часто за счет использования свопов на дефолт по кредиту (CDS). По данным Международной ассоциации свопов и деривативов, эта практика была настолько распространена, что всего через 10 лет после того, как JPMorgan ввел в 1997 году CDS, ее бизнес вырос до примерно 45 триллионов долларов. Это более чем вдвое превышает размер фондового рынка США, и это только начало, так как позже сообщалось, что рынок CDS превышает 60 триллионов долларов.

Использование кредитного плеча еще больше усложняет предмет внебалансовых единиц. Рассмотрим банк, у которого есть 1000 долларов для инвестирования. Эта сумма может быть инвестирована в 10 акций одной акции, которая продается по 100 долларов за акцию. Или банк мог бы вложить 1000 долларов в пять опционных контрактов, которые дадут ему контроль над 500 акциями вместо только 10. Такая практика принесет пользу, если цена акций вырастет, и весьма пагубна, если цена упадет.

Теперь применим эту ситуацию к банкам во время кредитного кризиса и к использованию ими инструментов CDS, помня, что некоторые фирмы имели коэффициент левериджа 30: 1. Когда их ставки пошли на убыль, американским налогоплательщикам пришлось вмешаться, чтобы выручить фирмы, чтобы уберечь их от банкротства. Финансовые гуру, устроившие неудачи, сохранили свою прибыль, а счета оставили налогоплательщикам.

Будущее забалансовых компаний

Попытки изменить правила бухгалтерского учета и принять законодательство, ограничивающее использование внебалансовых единиц, не меняют того факта, что компании по-прежнему хотят иметь больше активов и меньше обязательств на своих балансах.

Помня об этом, они продолжают искать способы обойти правила. Законодательство может сократить количество предприятий, которые не фигурируют в балансах, но лазейки по-прежнему будут оставаться на месте.