Как использовать ROA для оценки финансовых результатов компании

Конечно, интересно знать размер компании, но ранжирование компаний по размеру их активов бессмысленно, если не знать, насколько хорошо эти активы используются для инвесторов. Как следует из названия, рентабельность активов (ROA) измеряет, насколько эффективно компания может получить прибыль от своих активов, независимо от размера. В этой статье мы обсудим, как высокая рентабельность инвестиций является признаком хороших финансовых и операционных показателей.

Ключевые выводы

  • Рентабельность активов (ROA) — это показатель того, насколько прибыльна компания по сравнению с ее активами или ресурсами, которыми она владеет или контролирует.
  • Инвесторы могут использовать ROA, чтобы найти хорошие возможности для акций, потому что процент показывает, насколько эффективно компания использует свои активы для получения прибыли.
  • Показатель ROA, который со временем растет, указывает на то, что компания хорошо работает над увеличением своей прибыли на каждый потраченный инвестиционный доллар.
  • Падение ROA указывает на то, что компания, возможно, чрезмерно инвестировала в активы, которые не привели к росту выручки, а это значит, что у компании могут возникнуть проблемы.

Расчет рентабельности активов (ROA)

Самый простой способ определить ROA — это взять чистую прибыль за период и разделить ее на общую сумму активов. Чтобы получить общие активы, рассчитайте среднее значение начальной и конечной стоимости активов за один и тот же период времени.

Рентабельность активов (ROA) = чистая прибыль / общие активы

Некоторые аналитики берут прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) и делят ее на общую сумму активов:

Рентабельность активов (ROA) = EBIT / Total Assets

Это чистая мера эффективности компании в получении прибыли от своих активов без влияния финансовых решений руководства.

Что такое хороший ROA?

Какой бы метод вы ни использовали, результат отображается в виде процентной нормы прибыли. Рентабельность активов 20% означает, что компания получает 1 доллар прибыли на каждые 5 долларов, вложенных в свои активы. Вы можете видеть, что ROA дает быстрое представление о том, продолжает ли бизнес получать увеличивающуюся прибыль на каждый доллар инвестиций. Инвесторы ожидают, что хороший менеджмент будет стремиться повысить рентабельность активов, чтобы извлекать большую прибыль из каждого доллара активов, находящихся в его распоряжении.

Падение ROA — верный признак проблем, которые не за горами, особенно для растущих компаний. Стремление к росту продаж часто означает крупные авансовые вложения в активы, включая дебиторскую задолженность, товарно-материальные запасы, производственное оборудование и объекты. Падение спроса может привести к тому, что организация окажется в разгаре и чрезмерно инвестирована в активы, которые она не может продать для оплаты своих счетов. Результатом может стать финансовая катастрофа.

Краткий обзор

Чем выше процент ROA, тем лучше, потому что это указывает на то, что компания хорошо умеет конвертировать свои инвестиции в прибыль.

ROA Препятствия

Выраженная в процентах, ROA определяет норму прибыли, необходимую для определения целесообразности инвестирования в компанию. Показатель ROA, измеряемый по обычным минимальным ставкам, таким как процентная ставка по долгу и стоимость капитала, сообщает инвесторам, улучшаются ли показатели компании.

Например, инвесторы могут сравнить ROA с процентными ставками, которые компании выплачивают по своим долгам. Если компания выжимает из своих инвестиций меньше, чем та, которую она платит для финансирования этих инвестиций, это не положительный знак. Напротив, рентабельность активов, превышающая стоимость долга, означает, что компания получает разницу.

Точно так же инвесторы могут сопоставить ROA со стоимостью капитала компании, чтобы получить представление о реализованной прибыли от планов роста компании. Компания, которая приступает к расширению или приобретению, которые создают акционерную стоимость, должна достичь ROA, превышающего затраты на капитал. В противном случае эти проекты, скорее всего, не стоят того. Более того, важно, чтобы инвесторы спрашивали, как рентабельность активов компании сравнивается с показателями ее конкурентов и со средним показателем по отрасли.

Отставание от ROA

Есть еще один, гораздо более информативный способ расчета ROA. Если рассматривать ROA как отношение маржа чистой прибыли (чистая прибыль, деленная на выручку) и оборачиваемость активов (выручка, деленная на среднюю общую сумму активов).

Если рентабельность активов увеличивается, то либо чистая прибыль увеличивается, либо средняя общая сумма активов уменьшается.

Рентабельность активов (ROA) = (Чистая прибыль / Выручка) X (Выручка / Средняя общая сумма активов)

Компания может достичь высокой рентабельности инвестиций либо за счет увеличения своей прибыли, либо, что более эффективно, за счет использования своих активов для увеличения продаж. Допустим, компания имеет ROA 24%. Инвесторы могут определить, зависит ли этот ROA, скажем, от нормы прибыли в 6% и четырехкратной оборачиваемости активов или от нормы прибыли в 12% и двукратной оборачиваемости активов. Зная, что типично для отрасли компании, инвесторы могут определить, работает ли компания на должном уровне.

Это также помогает прояснить различные стратегические пути, по которым компании могут следовать — будь то становление низкомаржинальным производителем в больших объемах или высокоприбыльным и мелким конкурентом.

Рентабельность активов (ROA) против рентабельности капитала (ROE)

ROA также устраняет серьезный недостаток рентабельности капитала (ROE). ROE, возможно, является наиболее широко используемым показателем прибыльности, но многие инвесторы быстро понимают, что он не говорит вам, имеет ли компания чрезмерный долг или использует долг для увеличения прибыли.

Инвесторы могут решить эту загадку, используя вместо этого ROA. Знаменатель ROA — общие активы — включает такие обязательства, как долг (помните, что общие активы = обязательства + акционерный капитал ). Следовательно, при прочих равных, чем меньше долг, тем выше ROA.

Особые соображения

Тем не менее, ROA — далеко не идеальный инструмент оценки инвестиций. Есть несколько причин, по которым ему не всегда можно доверять. Во-первых, числитель «доходности» чистой прибыли является подозрительным (как всегда) с учетом недостатков прибыли, основанной на начислении, и использования управляемой прибыли.

Кроме того, поскольку рассматриваемые активы представляют собой виды активов, которые оцениваются основные средства, а не нематериальные активы, такие как люди или идеи), ROA не всегда полезен для сравнения одной компании с другой. Некоторые компании «легче», их стоимость основана на таких вещах, как товарные знаки, торговые марки и патенты, которые правила бухгалтерского учета не признают в качестве активов.

Например, производитель программного обеспечения будет иметь на балансе гораздо меньше активов, чем производитель автомобилей. В результате активы софтверной компании будут занижены, а ее рентабельность инвестиций может получить сомнительный рост.

Суть

ROA дает инвесторам достоверную картину способности менеджмента извлекать прибыль из активов и проектов, в которые оно решает инвестировать. Этот показатель также дает хорошее представление о фундаментальный анализ, помогая инвесторам распознавать хорошие возможности для акций и сводя к минимуму вероятность неприятных сюрпризов.