Когда инсайдеры покупают, стоит ли к ним присоединяться?

Советы по выходу на рынок, как правило, приходят и уходят быстро, но один из них оказался очень удачным: если руководители, директора или другие лица, обладающие внутренними знаниями о публичной компании, покупают или продают акции, инвесторам следует подумать о том, чтобы сделать то же самое. Исследования показывают, что инсайдерская торговля является ценным барометром широких изменений рыночных и отраслевых настроений.

Но прежде чем преследовать каждое движение инсайдера, аутсайдерам необходимо учитывать факторы, определяющие время торгов, и факторы, скрывающие мотивацию.

Ключевые выводы

  • Когда инсайдеры компании начинают покупать акции компании, это может быть сигналом для внешних инвесторов последовать их примеру, но важно посмотреть, какие инсайдеры действуют.
  • Один из величайших инвесторов всех времен Питер Линч сказал, что «инсайдеры могут продать свои акции по любому количеству причин, но они покупают их только по одной: они думают, что цена вырастет».
  • Информацию об инсайдерской деятельности можно бесплатно найти на нескольких финансовых сайтах.

Причины следовать инсайдерской торговле

Аргумент в пользу слежки за инсайдерами имеет большой смысл. Руководители и директора имеют самую свежую информацию о перспективах своих компаний. Хорошо знакомые с циклическими тенденциями, потоком заказов, узкими местами поставок и производства, затратами и другими ключевыми составляющими успеха в бизнесе, эти инсайдеры намного опережают аналитиков и управляющих портфелем, не говоря уже об отдельных инвесторах. Решения инсайдеров (законных или незаконных) о торговле акциями своих компаний, безусловно, заслуживают изучения.

Исследования подтверждают мнение о том, что инсайдерская информация работает лучше всего в совокупности. Независимая исследовательская компания Market Profile Theorem (MPT) показала, что тенденции в сфере инсайдерской торговли сигнализируют о предстоящих изменениях в настроениях рынка. Для выявления тенденций аналитики MPT используют коэффициент Брукса, который делит общие инсайдерские продажи компании на общее количество инсайдерских сделок (покупок и продаж), а затем усредняет это соотношение для тысяч акций. Если средний коэффициент Брукса меньше 40%, прогноз рынка оптимистичный; выше 60% указывает на медвежий прогноз.

Профессор финансов Мичиганского университета Неджат Сейхун, автор книги «Инвестиционная разведка от инсайдерской торговли» (2000 г.), предлагает аналогичную историю. Цены на акции растут больше после чистых покупок инсайдерами, чем после чистых продаж. В целом инсайдеры действительно получают прибыль от своей легальной торговой деятельности, и их доходность выше, чем доходность всего рынка.

Истории, скрывающиеся за сигналами

Всплески инсайдерской торговли, по-видимому, предсказывают предстоящий поворот рынка. Но сторонним инвесторам следует быть очень осторожными в том, чтобы читать положительные сообщения при каждой покупке, которую они видят. Инвесторы также не должны рассматривать отдельные продажи как сигнал к разгрузке своих активов. По общему признанию, один крупный инсайдерский ордер на покупку или продажу может предложить инвесторам намек на будущее, но вряд ли он станет верным указателем на превосходство над рынком.

Все больше компаний требуют, чтобы вновь назначенные руководители и директора владели акциями. Как рыночные индикаторы, эти обязательные покупки не имеют отношения к внешним инвесторам. Другие компании поощряют владение активами, предоставляя руководству ссуды на акции за половину покупной цены. Это примеры того, как компания предпринимает шаги для согласования интересов менеджмента и акционеров. Хотя эти сделки, безусловно, заслуживают похвалы, они не дают посторонним повода для покупки акций.

Иногда инсайдер объявляет о покупке акций только для того, чтобы привлечь внимание Уолл-стрит, но объявить — не то же самое, что сделать. Много лет назад Джим Кларк, основатель дотком-стартапа Healtheon, однажды заявил, что намерен купить акции компании на сумму до 100 миллионов долларов. Акции Healtheon резко выросли в день объявления, но Кларк не купил столько, сколько он предлагал. Акции быстро упали, и те, кто последовал его примеру, сгорели. Позже Healtheon объединился с WebMD, и объединенное предприятие в конечном итоге было приобретено частной инвестиционной компанией KKR & Co.

Хотя они могут покупать акции своей компании, потому что ожидают хороших результатов, инсайдеры не продают их просто потому, что думают, что акции их компании вот-вот упадут в цене. Инсайдеры продают по разным причинам. Они могут захотеть диверсифицировать свои активы, распределить акции среди инвесторов, заплатить за развод или отправиться в заслуженную поездку.

Еще одна большая проблема с использованием инсайдерских данных о конкретных компаниях заключается в том, что руководители иногда неправильно понимают перспективы компании. Некоторые инсайдеры могут покупать акции даже тогда, когда цены на акции падают. Когда инсайдеры правильно оценивают акции своих компаний, это может быть делом удачи, как и все остальное.

Опционы на акции сотрудников, составляющие все большую часть вознаграждения руководителей, могут затруднить анализ. Помните: если инсайдер реализует опционы на акции, покупая акции, не имеет большого значения, если опционы были предоставлены по минимальным ценам. В то же время, совершая покупку посредством реализации своих опционов, руководители не обязаны сообщать об этом. Посторонние могут только догадываться, сколько «реальных» покупок происходит.

Советы по использованию инсайдерских данных

При анализе конкретных ситуаций инсайдерской торговли инвесторам следует учитывать следующие рекомендации:

1. Некоторые инсайдеры лучше других.

Директора знают о перспективах компании меньше, чем руководители. Ключевые руководители — генеральный и финансовый директор. Руководители компании лучше всех знают, в каком направлении она движется.

2. Лучше много торговать, чем мало.

Один или два инсайдера в большой корпорации не делают тренда. Три или более указывают на то, что что-то происходит. Вообще говоря, одиночные сделки ненадежны.

3. Люди в небольших компаниях знают больше

В малых и средних компаниях практически все инсайдеры осведомлены о финансовых показателях компании. В больших корпорациях информация более рассредоточена, и, как правило, только основная команда менеджеров имеет полную картину.

4. Держитесь курса.

Факты свидетельствуют о том, что инсайдеры, как правило, действуют намного раньше ожидаемых новостей. Они делают это отчасти для того, чтобы избежать появления незаконной инсайдерской торговли. В исследовании, проведенном учеными из штатов Пенсильвания и Мичиган, утверждается, что инсайдерская деятельность предшествует конкретным новостям компании на целых два года до их возможного раскрытия.

Суть

Итог — инсайдерское отслеживание — непростая задача, и вряд ли это гарантия больших доходов. Шаблон сделок может служить сигналом для предстоящих рыночных сдвигов, и, безусловно, обнадеживает покупка или продажа акций, зная, что инсайдер делает то же самое. Однако следование примеру инсайдеров никогда не заменит кропотливого исследования.